Одним из самых ярких и запоминающихся произведений, относящихся к позднему этапу литературной деятельности великого русского поэта Михаила Лермонтова, является его стихотворение «Тучи», созданное им в апреле 1840 года перед второй ссылкой на Кавказ. Оно появилось под рукой гениального поэта в Петербурге, где он, чувствуя скорую разлуку с друзьями и близкими, наблюдал за ползущими в окне тучами над знаменитым петербургским Летним садом. Стихотворение вошло в единственный прижизненный сборник поэтических произведений Лермонтова, выпущенный в том же 1840 году.
Главная тема стихотворения
В основе данного произведения, написанного в период стремления Лермонтова снизить напряжение и отчужденность между собой и окружающим его миром, лежит тема, являющаяся центральной для всего его творчества – чувство одиночества, свободы и отстраненности от всех происходящих вокруг него событий. Мотив одиночества и обездоленности пересекается с мотивами тоски и пылкой любви к родной земле, которая совсем не готова отвечать поэту взаимностью, она подобно ветреной женщине непостоянна и изменчива, а любовь её зыбка и призрачна.
В стихотворении изображены страдания и душевные переживания лирического героя, которого вынудили стать изгнанником и покинуть родные для него края.
В основе стихотворения, имеющего вид диалога поэта с «тучками, небесными странниками», лежат три строфы и две основные части, существующие на базе использованного автором сравнительного метода. Поэт сравнивает тучи, которые гонит бездушный ветер, со своей судьбой, такой же изменчивой и непредсказуемой, закидывающей его в такие места и дали, что он и не может себе представить. Душа лирического героя полна умиротворения и спокойствия, он отстранен и абстрагирован от всего происходящего, покоряется судьбе предначертанной ему свыше и воспринимает окружающей его мир как нечто чуждое и враждебное. Сейчас он абсолютно свободен, наполнен чувством спокойствия и гордого одиночества, однако все может измениться в любой момент и он подобно тучам, будет отнесен безжалостным ветром судьбы «с милого севера в сторону южную (из Петербурга на Кавказ).
Мастерски изображенные образы туч «вечных странников» создают особое пронзительное звучание основного мотива изгнанничества и бесприютности: не существует на свете такой силы, которая могла бы прекратить вечный и беспрерывный бег одиноких туч по небосклону. Лирический герой ощущает себя таким же бездомным изгнанником, вынужденным постоянно одиноко брести по свой жизненной дороге в поисках счастья.
Структурный анализ стихотворения
При написании стихотворения Лермонтов использовал такой стихотворный размер как четырехстопный дактиль и трехсложная стопа с ударением на первом слоге, применена перекрестная рифмовка, характеризующаяся яркостью и поэтическим богатством (южною - жемчужною, открытая - ядовитая). Произведение приобретает яркую насыщенность и выразительность благодаря использованию таких художественных средств выразительности как эпитеты (степь лазурная, милый север, цепь жемчужная), метафорические эпитеты (нивы бесплодные, тучи свободные, вечно холодные), метафоры одушевления (кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, нивы наскучили), приемов олицетворения (тучи-странники), анафоры (повторение группы слов или фраз в начале или в конце строфы).
Данное произведение имеет глубокий философский подтекст, который заключен в идеи разобщенности человека и окружающей его природы. Данная мысль подтверждается наличием в стихотворении неясных противопоставлений таких как: природа и гонимый властями поэт-скиталец, холодность и полное безразличие туч – страдания и муки лирического героя, пламенность его чувств. Люди разучились жить в гармонии и мире с природой, они полны мирских забот, не в силах забыть обиды, умерить свои страсти и желания, поэтому, никогда не смогут подняться как вечные странники тучи на недосягаемую высоту и абстрагироваться от проблем бренного мира. Стихотворение затронуло меня очень глубоко ! Страдания и душевные переживания лирического героя, которого вынудили стать изгнанником и покинуть родные для него края чувствовались при каждом слове ю
Одним из самых ярких и запоминающихся произведений, относящихся к позднему этапу литературной деятельности великого русского поэта Михаила Лермонтова, является его стихотворение «Тучи», созданное им в апреле 1840 года перед второй ссылкой на Кавказ. Оно появилось под рукой гениального поэта в Петербурге, где он, чувствуя скорую разлуку с друзьями и близкими, наблюдал за ползущими в окне тучами над знаменитым петербургским Летним садом. Стихотворение вошло в единственный прижизненный сборник поэтических произведений Лермонтова, выпущенный в том же 1840 году.
Главная тема стихотворения
В основе данного произведения, написанного в период стремления Лермонтова снизить напряжение и отчужденность между собой и окружающим его миром, лежит тема, являющаяся центральной для всего его творчества – чувство одиночества, свободы и отстраненности от всех происходящих вокруг него событий. Мотив одиночества и обездоленности пересекается с мотивами тоски и пылкой любви к родной земле, которая совсем не готова отвечать поэту взаимностью, она подобно ветреной женщине непостоянна и изменчива, а любовь её зыбка и призрачна.
В стихотворении изображены страдания и душевные переживания лирического героя, которого вынудили стать изгнанником и покинуть родные для него края.
В основе стихотворения, имеющего вид диалога поэта с «тучками, небесными странниками», лежат три строфы и две основные части, существующие на базе использованного автором сравнительного метода. Поэт сравнивает тучи, которые гонит бездушный ветер, со своей судьбой, такой же изменчивой и непредсказуемой, закидывающей его в такие места и дали, что он и не может себе представить. Душа лирического героя полна умиротворения и спокойствия, он отстранен и абстрагирован от всего происходящего, покоряется судьбе предначертанной ему свыше и воспринимает окружающей его мир как нечто чуждое и враждебное. Сейчас он абсолютно свободен, наполнен чувством спокойствия и гордого одиночества, однако все может измениться в любой момент и он подобно тучам, будет отнесен безжалостным ветром судьбы «с милого севера в сторону южную (из Петербурга на Кавказ).
Мастерски изображенные образы туч «вечных странников» создают особое пронзительное звучание основного мотива изгнанничества и бесприютности: не существует на свете такой силы, которая могла бы прекратить вечный и беспрерывный бег одиноких туч по небосклону. Лирический герой ощущает себя таким же бездомным изгнанником, вынужденным постоянно одиноко брести по свой жизненной дороге в поисках счастья.
Структурный анализ стихотворения
При написании стихотворения Лермонтов использовал такой стихотворный размер как четырехстопный дактиль и трехсложная стопа с ударением на первом слоге, применена перекрестная рифмовка, характеризующаяся яркостью и поэтическим богатством (южною - жемчужною, открытая - ядовитая). Произведение приобретает яркую насыщенность и выразительность благодаря использованию таких художественных средств выразительности как эпитеты (степь лазурная, милый север, цепь жемчужная), метафорические эпитеты (нивы бесплодные, тучи свободные, вечно холодные), метафоры одушевления (кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, нивы наскучили), приемов олицетворения (тучи-странники), анафоры (повторение группы слов или фраз в начале или в конце строфы).
Данное произведение имеет глубокий философский подтекст, который заключен в идеи разобщенности человека и окружающей его природы. Данная мысль подтверждается наличием в стихотворении неясных противопоставлений таких как: природа и гонимый властями поэт-скиталец, холодность и полное безразличие туч – страдания и муки лирического героя, пламенность его чувств. Люди разучились жить в гармонии и мире с природой, они полны мирских забот, не в силах забыть обиды, умерить свои страсти и желания, поэтому, никогда не смогут подняться как вечные странники тучи на недосягаемую высоту и абстрагироваться от проблем бренного мира.
Стихотворение затронуло меня очень глубоко ! Страдания и душевные переживания лирического героя, которого вынудили стать изгнанником и покинуть родные для него края чувствовались при каждом слове ю