Маша миронова — та самая капитанская дочка, именем которой названо произведение а. с. пушкина. этот женский образ необыкновенно привлекателен, но его привлекательность и обаяние раскрываются далеко не сразу. при первой встрече с героиней мы видим обыкновенную «круглолицую, румяную» девушку «лет осьмнадцати» . петру гриневу, от имени которого ведется повествование, марья ивановна с первого взгляда не понравилась, но ведь он смотрел на нее с предубеждением: швабрин описал машу «совершенною дурочкою» , робкой и несмелой. она вела уединенный образ жизни, и никто не мог даже предположить, что судьба уготовила этой девушке и неожиданные встречи, и тяжелые испытания, которым по- настоящему раскроется ее необыкновенный характер. чем больше гринев узнает капитанскую дочку, тем большей симпатией к ней проникается (а вслед за ним и мы) : с детства привычная к жизни в солдатском окружении, маша, тем не менее, выросла тонкой, чувствительной девушкой. в ней развились самостоятельный ум, смелость, способность к глубоким искренним чувствам и сила отстаивать свои убеждения. несмотря на то что женихи действительно не стояли в очереди, маша ответила отказом на предложение швабрина стать его женой. ее чистая, открытая душа не могла принять замужества с нелюбимым человеком, пусть даже он «человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние» . «ни за какие благополучия» не согласна она на брак по расчету. зато, полюбив по-настоящему, она не скрывает своих чувств и открыто, «безо всякого жеманства» , признается петру гриневу (в ответ на его объяснение) в своей «сердечной склонности» к нему. она уверена, что ее родители «будут рады ее счастью» , но ни за что не соглашается выйти замуж без благословения родителей жениха. все эти поступки говорят о ее высокой нравственности и силе характера. в жизни маши не раз случались серьезные испытания, но она старалась не терять самообладания. например, когда после захвата крепости пугачевым и казни ее родителей машу приютила попадья, а швабрин, запугав попа с попадьей, забрал ее и посадил под замок, заставляя выйти за него замуж, девушка нашла способ отправить гриневу письмо с просьбой об освобождении. конечно, гринев не оставил любимую девушку в трудную минуту, но в каком обличье приходит долгожданное спасение! при виде пугачева машу охватывают противоречивые чувства: она видит перед собой убийцу своих родителей и. в то же время своего избавителя. нервы бедной девушки не выдержали, и вместо слов «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств» . пугачев, благословив, отпустил петра с машей, и гринев отправил девушку к своим родителям, которые хорошо приняли девушку, потому что «видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить ». вскоре петра арестовали. именно после ареста гринева проявились лучшие душевные качества героини. маша сильно переживала, ведь она знала настоящую причину ареста и считала себя виновницей всех несчастий. такая робкая поначалу, эта девушка оказалась способной ради любви и дружбы на настоящий героизм. маша отправилась в петербург, сказав родителям гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и усильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность. во время встречи с императрицей и раскрывается характер маши по-настоящему: скромная и робкая девушка проявила решительность и завидную твердость духа, чему добилась освобождения своего жениха. встречаясь с машей мироновой на протяжении всего произведения, нельзя не восхищаться ее отзывчивостью, умением сострадать, любить и прощать, готовностью идти на любые жертвы и совершать самые смелые поступки ради любви и дружбы.
отражение всего этого мы находим в «повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». типичное для народной сказки начало - «жили да были» - задает тон всему дальнейшему повествованию. вполне реалистичное, оно скрыто за фантастическим сюжетом: два генерала, которые «служили…всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали», на необитаемый остров. и поскольку до этого ни к чему эти герои руки не прикладывали, то на острове не могли добыть себе пищу. и это несмотря на то, что на острове «растут деревья, а на деревьях всякие плоды. хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. попробовал полезть – ничего не вышло, только рубашку изорвал». так и остались генералы голодными. единственное, что нашел один из генералов, был старый «нумер «московских ведомостей», который и принялись читать несчастные. чуть ниже щедрин напишет: «из тулы пишут: вчерашнего числа, по случаю поимки в реке упе осетра…был в здешнем клубе фестиваль. виновника торжества внесли на громадном деревянном блюде, обложенного огурчиками и державшего в пасти кусок зелени. доктор п., бывший в тот день дежурным старшиною, заботливо наблюдал, дабы все гости получили по куску. подливка была самая разнообразная и даже почти прихотливая…» здесь проявился один из приемов поэтики жанра сказки салтыкова-щедрина – полемика с противником. но чтением сыт не будешь! голод брал свое. генералы не нашли ничего съестного вокруг себя. и тут их взор обратился друг на друга. в мгновение ока эти два приятеля превращаются в хищников, готовых разорвать и съесть другого. хорошо, что все обошлось малой кровью: «полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил» неизвестно, что было бы с этими героями, если бы не встретили они простого мужика. чувствуя свое сословное превосходство, генералы приказали ему добыть им еду. мужику не составило особого труда выполнить из приказ. и здесь очевиден контраст между действующими лицами сказки. генералы изображены салтыковым-щедриным карикатурно. мужик же – это воплощение всех положительных качеств, которыми обладает простой народ: смекалка, трудолюбие, готовность к трудностям. мужик «полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое. потом покопался в земле и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку и извлек огонь. потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: не дать ли и тунеядцу частичку? » самое поразительное, что старания мужика не были оценены нерадивыми генералами. даже когда они, по прибытию в петербург, получили деньги, то отправили своему спасителю, будто бы в знак , «рюмку водки да пятак: веселись, мужичина! » итак, анализируемая сказка построена на контрасте положительного (в лице мужика) и отрицательного (на примере двух генералов). и в этом противопоставлении заключено отражение социально-общественных явлений, которые были присущи реальной действительности, существующим порядкам россии того времени. здесь проявились те искренние чувства салтыкова-щедрина, которые были свойственны сатирику по отношению к народу и «высшему» сословию. мне кажется, слово «высшее» действительно стоит заключить в кавычки. и этому есть простое объяснение: те самые неприспособленные к жизни генералы, которых салтыков-щедрин обличает в «повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».