Автор, произведение, год создания.(стих на выбор ю.мориц) 2. указать жанровую разновидность произведения. 3. установить тему произведения. 4. представить сюжет: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. 5. составить описание художественных образов: портрет, поступки, речь, отношения. 6. указать средства выразительности (тропы). 7. вывод (идея произведения).
Юнна Мориц
РОЖДЕНИЕ КРЫЛА
Все тело с ночи лихорадило,
Температура - сорок два.
А наверху летали молнии
И шли впритирку жернова.
Я уменьшалась, как в подсвечнике.
Как дичь, приконченная влет.
И кто-то мой хребет разламывал,
Как дворники ломают лед.
Приехал лекарь в сером ватнике,
Когда порядком рассвело.
Откинул тряпки раскаленные,
И все увидели крыло.
А лекарь тихо вымыл перышки,
Росток покрепче завязал,
Спросил чего-нибудь горячего
И в утешение сказал:
- Как зуб, прорезалось крыло,
Торчит, молочное, из мякоти.
О господи, довольно плакати!
С крылом не так уж тяжело.
1964
1. Автор, произведение, год создания.(стих на выбор Ю.Мориц)
Юнна Мориц. "Рождение крыла". 1964 г.
2. Указать жанровую разновидность произведения.
Лирическое стихотворение - аллегория.
3. Установить тему произведения.
Тяжелая болезнь заканчивается появлением крыла, которое носить будет нелегко.
4. Представить сюжет:
з а в я з к а: описание болезненных ощущений
р а з в и т и е д е й с т в и я : появление доктора и обнаружение крыла
к у л ь м и н а ц и я : бережное отношение лекаря к крылу
р а з в я з к а: слабое утешение, что надо привыкнуть жить с крылом.
5. Составить описание художественных образов: портрет, поступки, речь, отношения.
Л и р и ч е с к а я г е р о и н я: слабая женщина, которая бредит, терпит боль, но плачет, узнав, что от крыла нельзя избавиться и боясь будущего.
Л е к а р ь : усталый, пожилой, продрогший. Привычный ко всему профессионал. Он спокойно делает свою работу. Сочувствуя лирической героине, пытается утешить. И лишь, закончив дело, просит "чего-нибудь горячего", чтобы снять нервное напряжение.
"Б о л е з н ь": мучительная лихорадка с бредом, жаром, болью в костях. Она неизбежна, мучит героиню и заканчивается только, когда крыло прорезалось, как молочный зуб.
6. Указать средства выразительности (тропы).
э п и т е т ы (их очень мало): серый, раскаленные, молочное.
с р а в н е н и я: как в подсвечнике , как дичь, как дворники ломают.
а л л е г о р и я: растущее крыло - образ поэтического дара, который доставляет немало неприятностей.
з в у к о з а п и с ь: в первой части - много звуков "р", которые вызывают ассоциацию с тяжелым дыханием и метанием больного. Когда крыло прорезалось, стали преобладать тихие шипящие (х, з, с, ч, ш) и "л".
7. Вывод (идея произведения) :
поэтам их творчество дается непросто, и это - на всю жизнь.