Для чайников нужно сначала понять что такое художественная деталь
Проще всего обьяснить на примере фильмов, там детали наглядны,
например : в драме которая закончится самоубийством, прыжком со скалы в воду , в самом начале фильма показываемся мутная вода с волнами в плохую погоду и ракурс на эту воду очень долгий.
При просмотре этого фильма кто то подумает: «просто воду показывают», кто то вспомнит свою неудачную поездку на море, а кто то увидит замысел автора и ту деталь которую он вложил : « Погода - это настроение персонажа» «волны - это внутренний мир главного персонажа».
Деталь — показ целого через его часть. Показ важного через его часть.
В литературе так же как в кино только через описание:
Раскольников зарубил старушку остриём топора к себе, как бы автор показывает что он этим убийством обрекает себя ещё на большие мучения
Князь Мышкин разбил вазу при своём монологе, эти автор показывает что душа князя сама как ваза , красивая но хрупкая и не выдержит мира.
Важно автор заложил детали в произведение, но читатель может их и не заметить, деталь это подробность, но иногда тщательно спрятаная и не каждый сможет разобрать и увидеть художественную деталь, а увидев понять смысл этой детали.
Так же можно самому выдумать деталь , то есть придать событию знаковости , глубокого смысла, важного, но то что для автора на самом деле вовсе не было было важно.
Так же деталь каждый зритель( читатель) может интерпретировать и видеть по разному , вернёмся к Мышкину и вазе
Невозможное предчувствие, что он непременно и завтра же разобьет эту вазу», стало «сбывшимся пророчеством», и это поразило князя больше всего. Сцена приема у Епанчиных и эпизод с вазой привлекают внимание не только ученых-литерату-роведов, но и писателей, поэтов, мыслителей - так много можно увидеть и понять в этом небольшом фрагменте романа.
А теперь копирую виды деталей:
Различают следующие виды художественной детали, каждый из которых несет определенную смысловую и эмоциональную нагрузку: а) деталь словесная. Например, по выражению «как бы чего не вышло» мы узнаем Беликова, по обращению «соколик» — Платона Каратаева, по одному слову «факт» — Семена Давыдова; б) деталь портретная. Героя можно определить по короткой верхней губке с усиками (Лиза Болконская) или белой маленькой красивой руке (Наполеон); в) деталь предметная: балахон с кистями у Базарова, книжка про любовь у Насти в пьесе «На дне», шашка Половцева — символ казачьего офицера; г) деталь психологическая, выражающая существенную черточку в характере, поведении, поступках героя. Печорин при ходьбе не размахивал руками, что свидетельствовало о скрытности его натуры; стук бильярдных шаров меняет настроение Гаева; д) деталь пейзажная, с которой создается колорит обстановки; серое, свинцовое небо над Головлевым, пейзаж- «реквием» в «Тихом Доне», усиливающий безутешное горе Григория Мелехова, похоронившего Аксинью; е) деталь как форма художественного обобщения («футлярное» существование мещан в произведениях Чехова, «мурло мещанина» в поэзии Маяковского).
Стихотворный размер-это ритмическая форма строк в стихотворении,звуковое построение,с чередованием ударных и безударных слогов,по которым и определяют размер стихотворения.
Для определения размера нужно поставить ударения в строках и посмотреть,на какие слоги оно падает.Потом записать в схему и если чётные слоги ударные-то это ямб,а если ударение падает на нечётные-то это хорей.
Ямб-это стихотворный размер, двусложная стопа с ударением на втором слоге.
Обозначение:ударный слог _ , а безударный - U.
Ямб схема: U _| U _ | U _ | U _ |-ударные слоги 2-4-6-8-10 и т.д.
Последние лучи заката (Ударные слоги-2,6,8.)
Схема:U _| UU | U _ | U _|
Лежат на поле сжатой ржи. (Ударные слоги-2,4,6,8.)
Схема:U _ | U _ | U _ | U _|
Дремотой розовой объята (Ударные слоги-2,4,8.)
Схема: U _| U _ | U U | U _ |
Трава некошеной межи.(Ударные слоги-2,4,8.)
Схема: U _ | U _ | U U | U _|
Ударение падает на чётные слоги,двусложная стопа с ударением на втором слоге. Количество ударных и безударных слогов-четыре. Определяем размер-четырёхстопный ямб.Есть пропуски ударения,на сильных местах ямба-это называется пиррихий.
Стихотворный размер произведения "Летний вечер" А.Блока- четырехстопный ямб,с пиррихием (заменой ударного слога безударным).
Проще всего обьяснить на примере фильмов, там детали наглядны,
например : в драме которая закончится самоубийством, прыжком со скалы в воду , в самом начале фильма показываемся мутная вода с волнами в плохую погоду и ракурс на эту воду очень долгий.
При просмотре этого фильма кто то подумает: «просто воду показывают», кто то вспомнит свою неудачную поездку на море, а кто то увидит замысел автора и ту деталь которую он вложил : « Погода - это настроение персонажа» «волны - это внутренний мир главного персонажа».
Деталь — показ целого через его часть.
Показ важного через его часть.
В литературе так же как в кино только через описание:
Раскольников зарубил старушку остриём топора к себе, как бы автор показывает что он этим убийством обрекает себя ещё на большие мучения
Князь Мышкин разбил вазу при своём монологе, эти автор показывает что душа князя сама как ваза , красивая но хрупкая и не выдержит мира.
Важно автор заложил детали в произведение, но читатель может их и не заметить, деталь это подробность, но иногда тщательно спрятаная и не каждый сможет разобрать и увидеть художественную деталь, а увидев понять смысл этой детали.
Так же можно самому выдумать деталь , то есть придать событию знаковости , глубокого смысла, важного, но то что для автора на самом деле вовсе не было было важно.
Так же деталь каждый зритель( читатель) может интерпретировать и видеть по разному , вернёмся к Мышкину и вазе
Невозможное предчувствие, что он непременно и завтра же разобьет эту вазу», стало «сбывшимся пророчеством», и это поразило князя больше всего. Сцена приема у Епанчиных и эпизод с вазой привлекают внимание не только ученых-литерату-роведов, но и писателей, поэтов, мыслителей - так много можно увидеть и понять в этом небольшом фрагменте романа.
А теперь копирую виды деталей:
Различают следующие виды художественной детали, каждый из которых несет определенную смысловую и эмоциональную нагрузку:
а) деталь словесная. Например, по выражению «как бы чего не вышло» мы узнаем Беликова, по обращению «соколик» — Платона Каратаева, по одному слову «факт» — Семена Давыдова;
б) деталь портретная. Героя можно определить по короткой верхней губке с усиками (Лиза Болконская) или белой маленькой красивой руке (Наполеон);
в) деталь предметная: балахон с кистями у Базарова, книжка про любовь у Насти в пьесе «На дне», шашка Половцева — символ казачьего офицера;
г) деталь психологическая, выражающая существенную черточку в характере, поведении, поступках героя. Печорин при ходьбе не размахивал руками, что свидетельствовало о скрытности его натуры; стук бильярдных шаров меняет настроение Гаева;
д) деталь пейзажная, с которой создается колорит обстановки; серое, свинцовое небо над Головлевым, пейзаж- «реквием» в «Тихом Доне», усиливающий безутешное горе Григория Мелехова, похоронившего Аксинью;
е) деталь как форма художественного обобщения («футлярное» существование мещан в произведениях Чехова, «мурло мещанина» в поэзии Маяковского).
Стихотворный размер-это ритмическая форма строк в стихотворении,звуковое построение,с чередованием ударных и безударных слогов,по которым и определяют размер стихотворения.
Для определения размера нужно поставить ударения в строках и посмотреть,на какие слоги оно падает.Потом записать в схему и если чётные слоги ударные-то это ямб,а если ударение падает на нечётные-то это хорей.
Ямб-это стихотворный размер, двусложная стопа с ударением на втором слоге.
Обозначение:ударный слог _ , а безударный - U.
Ямб схема: U _| U _ | U _ | U _ |-ударные слоги 2-4-6-8-10 и т.д.
Последние лучи заката (Ударные слоги-2,6,8.)
Схема:U _| UU | U _ | U _|
Лежат на поле сжатой ржи. (Ударные слоги-2,4,6,8.)
Схема:U _ | U _ | U _ | U _|
Дремотой розовой объята (Ударные слоги-2,4,8.)
Схема: U _| U _ | U U | U _ |
Трава некошеной межи.(Ударные слоги-2,4,8.)
Схема: U _ | U _ | U U | U _|
Ударение падает на чётные слоги,двусложная стопа с ударением на втором слоге. Количество ударных и безударных слогов-четыре. Определяем размер-четырёхстопный ямб.Есть пропуски ударения,на сильных местах ямба-это называется пиррихий.
Стихотворный размер произведения "Летний вечер" А.Блока- четырехстопный ямб,с пиррихием (заменой ударного слога безударным).