в этом произведении грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. но основной конфликт комедии – взаимоотношений между старым и новым поколениями. представители уходящей эпохи – лживые, лицемерные люди – составляют фамусовское общество. в этом обществе отрицательно относятся ко всему новому, свежему. о людях судят соответственно их социальному и материальному положению. фамусов, княжна тугоуховская, скалозуб – вот одни из многих представителей века минувшего.
наиболее интересным представителем молодого поколения является чацкий.
чацкий, будучи личностью незаурядной, отличается от большинства окружающих его людей силой характера, благородством, остроумием. он ни от кого, ни в чем не зависит, в отличие от фамусова, представителя века минувшего. фамусов – человек глупый, во всем чужому влиянию, его всегда волнует мнение окружающих его людей. чацкий отвергал все норма жизни фамусовской москвы. ему не нравилось то, что дворяне отдали «все в обмен на новый лад – и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую… » он не может понять для какой цели великолепную речь дворяне переделали в какой-то смешной язык, который представляет собой «смешенье языков французского с нижегородским. »
чацкий не хочет быть похожим ни на кого из старшего поколения. фамусов же считает, что жизнь надо строить так, как строили ее отцы.
смотрели бы, как делали отцы,
учились бы, на старших глядя!
на все советовать и перестать блажить и служить.
чацкий отвечает, что ни в состоянии прислуживаться, а служить честно нет возможности. но не все молодые люди разделяют взгляды чацкого на жизнь. и один из них молчалин. этот человек полная противоположность чацкому. молчалин рад прислуживать, он не представляет без этого своей жизни. чацкий пророчит ему блестящую карьеру, говоря, что «нынче любят бессловесных. » молчалин готов на все, лишь бы продвинуться вверх по служебной лестнице. он хороший психолог и знает, что для того, чтобы добиться расположения фамусова и ему подобных, надо держать свое мнение при себе. молчалин ведет себя в обществе скромно, он внимателен ко всем.
там моську вовремя погладит,
тут в пору карточку вотрет.
карьера любыми средствами – девиз молчалина. молчалин страшен по своей сути, так как ищет во всем выгоду. если таким людям как молчалин, для достижения цели потребуется перемахнуть через кого-то или что-то, то они сделают это без раздумий. для молчалина даже любовь – средство получить чин, заработать деньги. он использует софью, играет ее чувствами. чацкий же любит ее по-настоящему. он испытывает к ней особое возвышенное чувство, неужели софья не понимает, кто есть кто? она видит хорошее только в мнение своего отца:
… уступчив, скромен, тих,
в лице ни тени беспокойства,
и на душе проступков никаких,
чужих он вкривь и вкось не рубит –
вот я за что его люблю.
но нельзя сказа, что софья ослеплена любовью. она способна оценить своего избранника здраво и критически:
конечно, нет в нем этого ума,
что гений для иных, а для иных чума,
который скор, блестящ и скоро опротивеет…
чацкий же думает, высказывает свое мнение прямо в глаза, он никогда не будет подхалимничать, словом, он обладает всеми качествами, которых нет многих и которых не хочет видеть в своем избраннике софья.
молчалины и чацкие живы и по сей день. молчалины жили и будут жить только для себя. они всегда достигнут своей цели любыми способами, не чувствуя при этом угрызения совести. «молчалины блаженствуют на свете! » а чацкие до сих пор упорно борются за честность, справедливость, правду. они стремятся изменить жизнь в лучшую сторону.
Сначала — о словах. слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. но возникли они в трех разных языках. слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. его ввел в обиход 2300 лет назад аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, — такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах. слово «мораль» — латинского происхождения. оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав. обычай. цицерон, следуя примеру аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. а «нравственность» — слово, происходящее откорня «нрав».оно впервые попало в словарь языка в xviii столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. так в появились три слова с примерно одним и тем же значением. со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту). нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта: 1) ценности и 2) регулятивы. нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. в иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в бога и ревностном почитании его. в качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. и хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими , пользуются уважением. эти ценности, представляемые в их , абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. нравственные (моральные) регулятивы — это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. нравственные регулятивы разнообразны. каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. такие регулятивы являются нормами морали. в ветхом завете перечисляются 10 таких норм — «заповедей божьих», записанных на скрижалях, которые были даны богом пророку моисею, когда он поднялся на синайскую гору ( « не убий », «не укради», «не прелюбодействуй» и нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал иисус христос в нагорной проповеди: «не противься злому»; «просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др. понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. а любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «будь честен». и наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «будь честен», то для него честность есть нравственная ценность. такая взаимосвязь нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает ненужным их раздельное рассмотрение. говоря о честности, часто имеют в виду и честность как ценность, и регулятив, требующий быть честным. когда дело касается характеристик, равно относящихся как к нравственным ценностям и идеалам, так и к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют принципами нравственности (морали, этики). важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. это значит, что принципы нравственности самоценны. то есть на вопросы вроде: «для чего они нам нужны? », «зачем нам стремиться к нравственным ценностям? », «почему мы должны соблюдать нормы нравственности? » — нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. здесь нет тавтологии: просто следование нравственным принципам — это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им. они не являются средством достижения какой-либо вне их лежащей цели.
в этом произведении грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. но основной конфликт комедии – взаимоотношений между старым и новым поколениями. представители уходящей эпохи – лживые, лицемерные люди – составляют фамусовское общество. в этом обществе отрицательно относятся ко всему новому, свежему. о людях судят соответственно их социальному и материальному положению. фамусов, княжна тугоуховская, скалозуб – вот одни из многих представителей века минувшего.
наиболее интересным представителем молодого поколения является чацкий.
чацкий, будучи личностью незаурядной, отличается от большинства окружающих его людей силой характера, благородством, остроумием. он ни от кого, ни в чем не зависит, в отличие от фамусова, представителя века минувшего. фамусов – человек глупый, во всем чужому влиянию, его всегда волнует мнение окружающих его людей. чацкий отвергал все норма жизни фамусовской москвы. ему не нравилось то, что дворяне отдали «все в обмен на новый лад – и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую… » он не может понять для какой цели великолепную речь дворяне переделали в какой-то смешной язык, который представляет собой «смешенье языков французского с нижегородским. »
чацкий не хочет быть похожим ни на кого из старшего поколения. фамусов же считает, что жизнь надо строить так, как строили ее отцы.
смотрели бы, как делали отцы,
учились бы, на старших глядя!
на все советовать и перестать блажить и служить.
чацкий отвечает, что ни в состоянии прислуживаться, а служить честно нет возможности. но не все молодые люди разделяют взгляды чацкого на жизнь. и один из них молчалин. этот человек полная противоположность чацкому. молчалин рад прислуживать, он не представляет без этого своей жизни. чацкий пророчит ему блестящую карьеру, говоря, что «нынче любят бессловесных. » молчалин готов на все, лишь бы продвинуться вверх по служебной лестнице. он хороший психолог и знает, что для того, чтобы добиться расположения фамусова и ему подобных, надо держать свое мнение при себе. молчалин ведет себя в обществе скромно, он внимателен ко всем.
там моську вовремя погладит,
тут в пору карточку вотрет.
карьера любыми средствами – девиз молчалина. молчалин страшен по своей сути, так как ищет во всем выгоду. если таким людям как молчалин, для достижения цели потребуется перемахнуть через кого-то или что-то, то они сделают это без раздумий. для молчалина даже любовь – средство получить чин, заработать деньги. он использует софью, играет ее чувствами. чацкий же любит ее по-настоящему. он испытывает к ней особое возвышенное чувство, неужели софья не понимает, кто есть кто? она видит хорошее только в мнение своего отца:
… уступчив, скромен, тих,
в лице ни тени беспокойства,
и на душе проступков никаких,
чужих он вкривь и вкось не рубит –
вот я за что его люблю.
но нельзя сказа, что софья ослеплена любовью. она способна оценить своего избранника здраво и критически:
конечно, нет в нем этого ума,
что гений для иных, а для иных чума,
который скор, блестящ и скоро опротивеет…
чацкий же думает, высказывает свое мнение прямо в глаза, он никогда не будет подхалимничать, словом, он обладает всеми качествами, которых нет многих и которых не хочет видеть в своем избраннике софья.
молчалины и чацкие живы и по сей день. молчалины жили и будут жить только для себя. они всегда достигнут своей цели любыми способами, не чувствуя при этом угрызения совести. «молчалины блаженствуют на свете! » а чацкие до сих пор упорно борются за честность, справедливость, правду. они стремятся изменить жизнь в лучшую сторону.