2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.
3.Жанр стихотворения:эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, , роман в стихах, песня, сонет и т.д.
4. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста.Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
5.Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
6.Образ лирического героя, авторское "Я". - сам автор, - рассказ от лица персонажа, - автор играет какую-то роль.
7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения: -Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
-Проанализировать художественные приёмы (тропы), которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения и др.
-Особенности поэтического синтаксиса (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи): - антитеза/противопоставление; - градация - например: светлый - бледный - едва заметный; - инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; - повторы/рефрен; - риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; - умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
-Поэтическая фонетика: Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи. - аллитерация - повторение одинаковых согласных; - анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; - ассонанс - повторение гласных; - эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Рифма: аабб - парная; абаб - перекрёстная; абба - кольцевая. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
9. Мое восприятие этого стихотворения.
10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.
Каждая глава-небольшая поэмы- новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. И настроения в главах разные. Глава "Переправа" о тяжёлом поражении.
Слова "Переправа, переправа... ", произносимые в разной тональности в зависимости от заключенного в них смысла, появляются в главе неоднократно.
Вначале слова "Переправа, переправа" звучат как "вздох-возглас" погруженного в воспоминания человека. В его сознании всплывают пока разрозненные детали пережитого:
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда.. .
Картина, связанная с драматическими переживаниями, окрашены в грустные, скорбные тона:
Кому память, кому слава,
Кому темная вода,
Ни приметы, ни следа.
И только из дальнейшего повествования мы узнаем, как начались и развернулись события. Прыжок в неизвестность, который совершают солдаты, ритмически передан короткой, "оборванной" четвертой строкой строфы, звучащей словно команда:
Ночью, первым из колонны,
Обломав у края лед,
Погрузился на понтоны
Первый взвод.
Победа нелегка. И строками, полными тревоги и недобрых предчувствий, заканчивается первая часть главы:
И чернеет там зубчатый,
За холодною чертой,
Неподступный, непочатый
Лес над черною водой.
Снова звучат слова: "Переправа, переправа"
Но теперь они приобретают трагическую экспрессию:
Этой ночи след кровавый
В море вынесла волна.
Чем проще, сдержаннее говорит поэт о гибели "наших стриженых нас", тем сильнее потрясает создаваемая им картина:
И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно.. .
Невыразимо горька утрата, но она не расслабляет оставшихся в живых, не парализует их волю, не рождает чувства безнадежности.
В третьей части главы, открываемой тем же рефреном: "Переправа, переправа... "- мотивы трагизма противоборствуют и переплетаются с мотивами утверждения жизни и веры в победу:
Переправа, переправа.. .
Темень, холод. Ночь, как год.
Но вцепился в берег правый,
Там остался первый взвод.
Последние строки звучат неизбывной грустью, печальной песней. Раздумья о солдатах, погибших на переправе, поэт завершает патетическими строками.
Умершие-бессмертны, и земля, где навек "застыли их следы", становится монументом солдатской славы.
Порядок элементов сюжета: 1. Пролог 2. Экспозиция 3. Завязка 4. Развитие действия.
5. Кульминация 6. Развязка 7. Эпилог.
1. Пролог - вступительная часть произведения, которая зачастую становится предысторией сюжета.
2. Экспозиция - это часть сюжета, предшествующая завязке.
3. Завязка - событие, которое служит началом действия.
4. Развитие действия - события, вытекающие из завязки.
5. Кульминация - это наивысшая точка напряжения действия.
6. Развязка - разрешение конфликта.
7. Эпилог - заключительная часть произведения, в которой сообщается судьба персонажей после изображаемых событий.
Объяснение:
Подробнее - на -
Объяснение:
Каждая глава-небольшая поэмы- новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. И настроения в главах разные. Глава "Переправа" о тяжёлом поражении.
Слова "Переправа, переправа... ", произносимые в разной тональности в зависимости от заключенного в них смысла, появляются в главе неоднократно.
Вначале слова "Переправа, переправа" звучат как "вздох-возглас" погруженного в воспоминания человека. В его сознании всплывают пока разрозненные детали пережитого:
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда.. .
Картина, связанная с драматическими переживаниями, окрашены в грустные, скорбные тона:
Кому память, кому слава,
Кому темная вода,
Ни приметы, ни следа.
И только из дальнейшего повествования мы узнаем, как начались и развернулись события. Прыжок в неизвестность, который совершают солдаты, ритмически передан короткой, "оборванной" четвертой строкой строфы, звучащей словно команда:
Ночью, первым из колонны,
Обломав у края лед,
Погрузился на понтоны
Первый взвод.
Победа нелегка. И строками, полными тревоги и недобрых предчувствий, заканчивается первая часть главы:
И чернеет там зубчатый,
За холодною чертой,
Неподступный, непочатый
Лес над черною водой.
Снова звучат слова: "Переправа, переправа"
Но теперь они приобретают трагическую экспрессию:
Этой ночи след кровавый
В море вынесла волна.
Чем проще, сдержаннее говорит поэт о гибели "наших стриженых нас", тем сильнее потрясает создаваемая им картина:
И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно.. .
Невыразимо горька утрата, но она не расслабляет оставшихся в живых, не парализует их волю, не рождает чувства безнадежности.
В третьей части главы, открываемой тем же рефреном: "Переправа, переправа... "- мотивы трагизма противоборствуют и переплетаются с мотивами утверждения жизни и веры в победу:
Переправа, переправа.. .
Темень, холод. Ночь, как год.
Но вцепился в берег правый,
Там остался первый взвод.
Последние строки звучат неизбывной грустью, печальной песней. Раздумья о солдатах, погибших на переправе, поэт завершает патетическими строками.
Умершие-бессмертны, и земля, где навек "застыли их следы", становится монументом солдатской славы.
Источник: http://soshinenie.ru/glava-pereprava-iz-poemy-vasilij-terkin/
(Не мой.)