—Благодаря каким особенностям язык Аввакума кажется живым? — Какие особенности языка использует протопоп, чтобы описываемое предстало в виде картины?
— Что делает язык автора эмоциональным?
Эпизод № 1. “Таже с Нерчи-реки назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячи, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лед. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедми итти не поспеем, голодные и томные люди. В ыную пору протопопица, бедная, брела, брела, да и повалилась, и встать не сможет. А иной томной тут же взвалился: оба карамкаются, а встать не могут. Опосле на меня, бедная, пеняет: «Долго ль-де, протопоп, сего мучения будет?» И я ей сказал: «Марковна, до самыя до смерти». Она же против тово: «Добро, Петрович, ино ещё побредём»”.
Эпизод № 2. “Курочка у нас чёрненькая была, по два яичка на день приносила робяти на пищу Божиим повелением, нужде нашей , Бог так строил. На нарте везучи в то время удавили по грехом. А нынеча мне жаль курочки той, как на разум приидет. Ни курочка, ни што чюдо была: во весь год по два яичка на день давала, сто рублёв при ней плюново дело, железо! А та птичка одушевлена, Божие творение, нас кормила, а сама с нами кашку соснову ис котла тут же клевала, или и рыбки прилучится, и рыбку клевала, а нам против тово по два яичка на день давала. Слава Богу, вся строившему благая! А не просто нам она и досталася. У боярыни куры все переспели и мереть стали, так она, собравше в короб, ко мне прислала, чтоб-де батко о курах. И я-су подумал: кормилица то есть наша, детки у нея, надобно ей курки. Молебен пел, воду святил, куров кропил и кадил, потом в лес збродил — корыто им зделал, ис чево есть, и водою покропил, да к ней всё и отслал. Куры Божиим мановением исцелели и исправилися по вере ея. От тово-то племяни и наша курочка была”.
Эпизод № 3. “Окинула нас на море погода, и мы гребми перегреблися (не больно широко о том месте: или со сто, или с восмдесят вёрст), чем к берегу пристали. Востала буря ветренная, насилу и на берегу место обрели от волн восходящих. Около его горы высокия, утёсы каменныя, и зело высоки, — двадцеть тысящ вёрст и больши волочился, а не видал нигде таких гор. На верху их полатки и повалуши, врата и столпы, и ограда — всё благоделанное. Чеснок на них и лук ростёт больши романовскаго и слаток добре. Там же ростут и конопли богорасленные, а во дворах травы красны и цветны, и благовонны зело. Птиц зело много — гусей и лебедей, — по морю, яко снег, плавает. Рыба в нём — осётры и таймени, стерледи, омули и сиги, и прочих родов много. И зело жирна гораздо, на сковороде жарить нельзя осетрины: всё жир будет. Вода пресная, а нерпы и зайцы великие в нём, — во акиане, на Мезени живучи, таких не видал. А всё то у Христа наделано человека ради, чтоб упокояся хвалу Богу воздавал. А человек, суете которой уподобится, дние его, яко осень, преходят; скачет, яко козёл, раздувается, яко пузырь, гревается, яко рысь, съесть хощет, яко змия, ржёт зря на чюжую красоту, яко жребя, лукавует, яко бес; насыщался невоздержно, без правила спит, Бога не молит; покаяние отлагает на старость, и потом исчезает, и не вем, камо отходит: или во свет, или во тьму, — день судный явит кое-гождо. Прости мя, аз согрешил паче всех человек”.
Тарас занимает 1 место в произведении, затем уже Остап и Андрий.
2. Коренной, старый полковник. Женат, двое детей. Живет он разгульно. Для него служба на первом месте. Для семьи его слово закон, и никто не смеет ослушаться его.
3. Тарас был чрезвычайно тяжел и толст. Но сильный и крепкий, для своих лет. По приезду сыновей был одет в рубашку и шаровары. За поясом сабли.На голове седой чуб, и пышные усы. Курит люльку с табаком.
4. Речь Тараса всегда осмысленна, знает, как поднять боевой дух.
"Есть еще порох в пороховницах? Не ослабли ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?»
Какие слова он выдал перед боем с поляками. О товариществе, о любви и о русской душе.
"Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, так любить никто не может"5. Не признавал нововведения. Даже на старости лет поехал с сыновьями воевать. Презирает тех, кто перенимал польские обычаи. И даже по этой причине разругался со своими прежними сослуживцами."Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия". Влияние на окружающих он имел большое, даже до того, как его выбрали атаманом.
6. Служить самому, и детей обучить тому же.7. С женой он не ласков. Только приказы. "...да бабиться с женой. Я козак и я не хочу". Детей подтрунивает за их учёность, но гордится ими. Любит их, это видно и при казни Остапа. И убийство своего сына, Андрия, далось ему не легко. Товарищи для Тараса играют огромное значение в его жизни. Не даром он провел большую часть жизни на службе. Бок о бок с ними столько лет. И они относились к нему с уважением.К врагам он безжалостен. Стоит вспомнить только "поминки" об Остапе.8. Тарас современен, ибо он имеет твердый характер, стойкость духа, силу, преданность вере и родине. Такие качества нужны в любое время.
Объяснение:
Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
В этом высказывании поднята проблема взаимоотношений человека и природы.
Много лет ведутся споры о роли человека в природе ли он одолеть ее и жить независимо или все-таки нет.
Данное высказывание говорит нам о том, что человек является еще одной частью природы, от деятельности которого зависит состояние природы. Действительно, природа не храм и молиться на нее не нужно. Нужно работать на ее хорошее состояние, которое в итоге скажется на хорошем состоянии человека и других живых существ.
Человек, как и другие живые существа, трудится в этой мастерской. Пока работает он очень плохо, не убирает на рабочем месте, поэтому природа затухает. Если качество работы этого работника будет таким же слабым, то в итоге, мастерскую придется закрыть, ее существование будет уже невозможным. И наоборот, при качественной работе бизнес будет только процветать. Это простая метафора, которая дает нам понять важность качественного взаимодействия с природой.
Еще в «Отцы и дети» Тургенева говорится о том, что природа – наш родной дом, который требует бережного отношения к себе. Базаров был прав – природа – важнейшая часть всего существования человека, и поэтому львиная часть его мировоззрения должна быть забита вопросом «Как сделать состояние природы лучше?»