природа писателю глубже проникнуть в изображаемое событие, охарактеризовать героя, точнее определить время и место действия.
в своих произведениях и.с. тургенев не раз пользуется описаниями природы, которые делают художественный текст выразительнее, красочно богаче. например, в основе названия одного из рассказов цикла «записки охотника» – точно указанное место, бежин луг, на котором разворачиваются основные события произведения. заблудившись, рассказчик вышел к бежину лугу, где и познакомился с крестьянскими , которые говорили о народных поверьях, приметах, веры людей в добрых и злых духов.
рассказ «бежин луг» начинается с описания прекрасного летнего июльского дня. здесь и.с. тургенев использует эпитеты: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце – не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман», «цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце… мирно всплывает», «облака… почти не трогаются с места», «краски все смягчены», сравнения: «облака исчезают… как дым», «как бережно несомая свечка… вечерняя звезда», которые красоту, разлитую в природе. пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передается и читателю, который становится как бы соучастником событий и чувствует, так же как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние… над потемневшей землей», и «печать какой-то трогательной кротости», и «накопившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи.
смена пейзажа передает изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. вместо ярких красок летнего дня появляются темные и черные цвета: «темным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чернея», «синеватая воздушная пустота». природа отражает состояние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и метафоры атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной». вместе с рассказчиком читатель тоже ощущает страх и волнение.
таким образом, пейзаж в рассказе «бежин луг» читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика. и.с. тургенев – мастер пейзажных зарисовок, поэтому природа у писателя – тот художественный образ, который раскрывает психологическое состоние героев.
Конфликт “отцов” и “детей” разворачивается на протяжении всего романа, но так и не имеет развязки. писатель как бы предоставляет его разрешение будущему. в том, как умирает базаров, сказываются общечеловеческие убеждения писателя. герой умирает мужественно, с достоинством. нигилизм, по мысли тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. в этом усматривается трагическая вина героя, причина его смерти. герой понимает, что с его смертью мало что изменится. он говорит одинцовой: “живите долго, это лучше всего”. в эпилоге тургенев рассуждает о вечной природе, о бесконечной жизни, которую не в силах остановить ни политические, ни иные идеи. связь между настоящим и будущим возможна лишь на основе любви. таким образом, поставив перед собой цель показать в романе столкновение “отцов” и “детей”, тургенев выражает свое отношение к различным вопросам жизни, задумывается над вечными философскими проблемами. ряд важных вопросов, поднятых в романе, объединяет проблема “отцов” и “детей”, которая сама является лишь частью той бесконечной естественной борьбы старого с новым. за кем будет победа, решит будущее.
природа писателю глубже проникнуть в изображаемое событие, охарактеризовать героя, точнее определить время и место действия.
в своих произведениях и.с. тургенев не раз пользуется описаниями природы, которые делают художественный текст выразительнее, красочно богаче. например, в основе названия одного из рассказов цикла «записки охотника» – точно указанное место, бежин луг, на котором разворачиваются основные события произведения. заблудившись, рассказчик вышел к бежину лугу, где и познакомился с крестьянскими , которые говорили о народных поверьях, приметах, веры людей в добрых и злых духов.
рассказ «бежин луг» начинается с описания прекрасного летнего июльского дня. здесь и.с. тургенев использует эпитеты: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце – не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман», «цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце… мирно всплывает», «облака… почти не трогаются с места», «краски все смягчены», сравнения: «облака исчезают… как дым», «как бережно несомая свечка… вечерняя звезда», которые красоту, разлитую в природе. пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передается и читателю, который становится как бы соучастником событий и чувствует, так же как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние… над потемневшей землей», и «печать какой-то трогательной кротости», и «накопившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи.
смена пейзажа передает изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. вместо ярких красок летнего дня появляются темные и черные цвета: «темным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чернея», «синеватая воздушная пустота». природа отражает состояние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и метафоры атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной». вместе с рассказчиком читатель тоже ощущает страх и волнение.
таким образом, пейзаж в рассказе «бежин луг» читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика. и.с. тургенев – мастер пейзажных зарисовок, поэтому природа у писателя – тот художественный образ, который раскрывает психологическое состоние героев.