Федор Михайлович Достоевский — писатель-философ, ставивший и решавший в своих произведениях сложнейшие, вечные во бытия. Его герои — необычные люди. Они мечутся и страдают, совершают злодейства и раскаиваются, находясь в бесконечном поиске истины. Таков и главный герой романа “Преступление и наказание” Родион Романович Раскольников. “Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью, но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его...”
Уединение нужно Раскольникову, чтобы окончательно сформулировать теорию о сверхчеловеке, имеющем право на убийство. Родион Романович хочет на себе проверить, “тварь ли он дрожащая или право имеет...”. Для доказательства своей теории Раскольников решает убить старуху-процентщицу, вредную для общества ростовщицу, как он считает, “никчемную старушонку”.
Почему же возникла в голове довольно образованного юноши такая дикая теория? Из-за ужасной бедности, в которой вынужден существовать Раскольников, несправедливости, невозможности, да и нежелания переделать окружающую жизнь. Он решает встать над жизнью, над ее законами. А это под силу лишь немногим. Стать выше и вне мира — это и значит стать человеком, обрести действительную свободу,— так думает Раскольников, когда готовится к убийству. Не изменить мир, а свое положение в нем стремится герой. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или... “или отказаться от жизни совсем!”
Преступление совершено, почему же так тяжело и страшно нашему герою? Он избегает общества людей, даже ближайшего друга Разумихина, отталкивает сестру и мать. Он боится “запачкать” их своим преступлением. Лишь в разговорах с Соней Мармеладовой Раскольников смог открыть свою душу. Она такая же грешная, как и он (живет по желтому билету). На этот путь Соню тоже толкнула безысходная нужда. Она тяготится своим положением, но не может его изменить.
Слушая страшную историю Раскольникова, Соня берет на себя тяжесть его вины:
— Что вы, что вы это над собой сделали,— отчаянно проговорила Соня.— Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!
Она уговаривает Родиона Романовича покаяться на площади, облегчить душу, чтобы обрести покой и душевное равновесие, утраченное после убийства.
Раскольников понимает что его “теория” потерпела крах. А он и рад этому. Страдая из-за убийства “никчемной старушонки”, герой доказывает себе и нам, что нормальный человек не может безнаказанно совершить злодейство, что жизнь намного сложнее и “изобретательнее” любой теории. Убив старуху, Раскольников вынужден был убить и ее безобидную сестру Лизавету, вернувшуюся домой в момент убийства. Это двойное преступление тяготит Родиона Романовича. И в конце концов он признается следователю во всем содеянном. Раскаяние на площади и у следователя несколько примиряет Раскольникова с окружающими.
Но только постоянная душевная забота, терпеливое внимание Сони смогли вернуть Родиона Романовича к жизни. Мучаясь сам, он мучает Соню. Но придет время, и обновленный герой поймет, что “бесконечною любовью” искупит он теперь все ее страдания.
Роман заканчивается оптимистичными мечтами героев о счастье, которое они выстрадают годами, проведенными на каторге. Что же хотел сказать своим романом Федор Михайлович Достоевский? Неотвратимость наказания за преступление — это слишком даже примитивно для писателя, он намного шире и глубже. Писатель-гуманист Достоевский показал невозможность безнаказанно совершать преступления и дает шанс даже оступившемуся, но раскаявшемуся человеку рассчитывать на прощение. Человек не волен в своей судьбе, его ведет провидение, но живущий по Божьим законам приближается к тому идеалу, о котором мечтал Федор Михайлович Достоевский,— к “совершенному человеку”.
О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя - повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему. Автор намеренно подчеркивает это дистанцирование от героя-рассказчика, давая ему “имя - отчество” Игнатич.Что узнаем мы о нем из пролога?
Свои или чужие грехи искупил Игнатьич?
В чем схожи судьбы писателя и героя рассказа?
Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной?
Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.
Почему рассказчик решает у неё остаться?
Как проходит обычный день у Матрены?
Какую историю “колотной житенки” Матрены поведал нам автор-рассказчик?
Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?Подтвердите свой ответ примерами из текста.
Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?
Как относится Матрена к работе?
Как используют ее труд окружающие люди?
Как относятся к Матрене окружающие ее люди?
Какую роль они сыграли в судьбе главной героини?
Были ли в жизни Матрены минуты радости?
Солженицын разделил свой рассказ на три части.Как их можно озаглавить?
Какие типичные явления русской действительности подчёркивает автор, раскрывая жизнь деревни 50-х?
Озлобилась ли Матрёна или нашла иное средство выживания?
Почему Матрёне приходилось воровать?
Как складывались у Матрёны отношения с властью?
Как противостояли деревенские женщины власти в борьбе за выживание?
Как поступали власти, видя изнуряющий женский труд?
Умели ли власти организовать людей на полезный и высокооплачиваемый труд?
Какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?
Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений?
Дайте описание внешности Фаддея. Что она говорит о его характере?
Понял ли жертвенность Матрёны Фаддей, вернувшийся из венгерского плена?
Что ещё сообщает автор о Фаддее?
Чем объяснить разницу непохожих душ Матрёны и Фаддея?
На что акцентирует внимание читателя автор? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?
Прав ли автор, говоря: «Сорок лет пролежала угроза Фаддея в углу…а ударила-таки»?Что это за
угроза?
Какой момент стал поворотным в жизни Матрёны? Почему?
Почему Матрёна выходит замуж за Ефима?
Вы склонны осудить или оправдать Матрёну в этой ситуации?
Что изменило обычный образ жизни Матрены?
Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?
Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Свой ответ подтвердите
цитатой из текста.
Почему читатель верит ей?
Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически?
Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу?
Попробуйте поискать эти авторские “подножки”, подставленные читателю.
Зачем Матрена бросается вдогонку за санями?
Как автор показывает нам тревогу за Матрену, ощущение того, что случится беда?
Что поведала нам подруга Маша о последних минутах жизни Матрены, о произошедшей трагедии на переезде за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены. Охарактеризуйте их.
Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?
Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не
преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним
величественный и трагический образ Матрены. В чём он заключается?
Какие слова из текста можно взять эпиграфом к образу Матрены?В чем трагичность ее судьбы?
Почему Матрена рассказывает о своей жизни Игнатьичу?
Можно ли назвать Матрену Васильевну красивой? В чём заключается эта красота?
Кто виноват в гибели Матрены: люди, события, судьба?
Первый вариант названия рассказа «Не стоит село без праведника». Раскройте его философский
смысл.
Как растолковать смысл начального названия рассказа?
Изменился ли смысл названия рассказа под вторым заголовком?Как?
Как вы понимаете заключительные слова произведения? Согласны ли вы с ними?
В чем смысл слова “праведник”?
В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия рассказа “Матренин двор”?
С гибелью Матрены рушится ли этот мир?
Кто сможет защитить “Матренин двор”?
Этот во сложный, он еще раз возвращает нас к переосмыслению разговора о смысле жизни. В чём он заключается, исходя из рассказа А.И.Солженицына?
Как вы думаете, нужны ли такие праведники в нашей жизни? Почему? Зачем?
Возможно ли праведничество в нашей жизни и знаете ли вы людей, которых можно назвать
праведниками?
Кто из писателей затрагивал эту же проблему? Каково их понимание праведничества?
Какие ещё проблемы вы увидели в этом рассказе?
Есть ли в произведении такие моменты, которые вас потрясли?
Как русский характер понимает Солженицын?
Какие ещё представления о русском народном характере заявлены в рассказе?
Можно ли сказать, что рассказ А.И.Солженицына“Матрёнин двор” связывает некоторые мотивы
предшествующей литературы с последующими мотивами современных литературных произведений? Приведите примеры.
Объяснение:
Федор Михайлович Достоевский — писатель-философ, ставивший и решавший в своих произведениях сложнейшие, вечные во бытия. Его герои — необычные люди. Они мечутся и страдают, совершают злодейства и раскаиваются, находясь в бесконечном поиске истины. Таков и главный герой романа “Преступление и наказание” Родион Романович Раскольников. “Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью, но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его...”
Уединение нужно Раскольникову, чтобы окончательно сформулировать теорию о сверхчеловеке, имеющем право на убийство. Родион Романович хочет на себе проверить, “тварь ли он дрожащая или право имеет...”. Для доказательства своей теории Раскольников решает убить старуху-процентщицу, вредную для общества ростовщицу, как он считает, “никчемную старушонку”.
Почему же возникла в голове довольно образованного юноши такая дикая теория? Из-за ужасной бедности, в которой вынужден существовать Раскольников, несправедливости, невозможности, да и нежелания переделать окружающую жизнь. Он решает встать над жизнью, над ее законами. А это под силу лишь немногим. Стать выше и вне мира — это и значит стать человеком, обрести действительную свободу,— так думает Раскольников, когда готовится к убийству. Не изменить мир, а свое положение в нем стремится герой. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или... “или отказаться от жизни совсем!”
Преступление совершено, почему же так тяжело и страшно нашему герою? Он избегает общества людей, даже ближайшего друга Разумихина, отталкивает сестру и мать. Он боится “запачкать” их своим преступлением. Лишь в разговорах с Соней Мармеладовой Раскольников смог открыть свою душу. Она такая же грешная, как и он (живет по желтому билету). На этот путь Соню тоже толкнула безысходная нужда. Она тяготится своим положением, но не может его изменить.
Слушая страшную историю Раскольникова, Соня берет на себя тяжесть его вины:
— Что вы, что вы это над собой сделали,— отчаянно проговорила Соня.— Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!
Она уговаривает Родиона Романовича покаяться на площади, облегчить душу, чтобы обрести покой и душевное равновесие, утраченное после убийства.
Раскольников понимает что его “теория” потерпела крах. А он и рад этому. Страдая из-за убийства “никчемной старушонки”, герой доказывает себе и нам, что нормальный человек не может безнаказанно совершить злодейство, что жизнь намного сложнее и “изобретательнее” любой теории. Убив старуху, Раскольников вынужден был убить и ее безобидную сестру Лизавету, вернувшуюся домой в момент убийства. Это двойное преступление тяготит Родиона Романовича. И в конце концов он признается следователю во всем содеянном. Раскаяние на площади и у следователя несколько примиряет Раскольникова с окружающими.
Но только постоянная душевная забота, терпеливое внимание Сони смогли вернуть Родиона Романовича к жизни. Мучаясь сам, он мучает Соню. Но придет время, и обновленный герой поймет, что “бесконечною любовью” искупит он теперь все ее страдания.
Роман заканчивается оптимистичными мечтами героев о счастье, которое они выстрадают годами, проведенными на каторге. Что же хотел сказать своим романом Федор Михайлович Достоевский? Неотвратимость наказания за преступление — это слишком даже примитивно для писателя, он намного шире и глубже. Писатель-гуманист Достоевский показал невозможность безнаказанно совершать преступления и дает шанс даже оступившемуся, но раскаявшемуся человеку рассчитывать на прощение. Человек не волен в своей судьбе, его ведет провидение, но живущий по Божьим законам приближается к тому идеалу, о котором мечтал Федор Михайлович Достоевский,— к “совершенному человеку”.
О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя - повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему. Автор намеренно подчеркивает это дистанцирование от героя-рассказчика, давая ему “имя - отчество” Игнатич.Что узнаем мы о нем из пролога?
Свои или чужие грехи искупил Игнатьич?
В чем схожи судьбы писателя и героя рассказа?
Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной?
Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.
Почему рассказчик решает у неё остаться?
Как проходит обычный день у Матрены?
Какую историю “колотной житенки” Матрены поведал нам автор-рассказчик?
Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?Подтвердите свой ответ примерами из текста.
Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?
Как относится Матрена к работе?
Как используют ее труд окружающие люди?
Как относятся к Матрене окружающие ее люди?
Какую роль они сыграли в судьбе главной героини?
Были ли в жизни Матрены минуты радости?
Солженицын разделил свой рассказ на три части.Как их можно озаглавить?
Какие типичные явления русской действительности подчёркивает автор, раскрывая жизнь деревни 50-х?
Озлобилась ли Матрёна или нашла иное средство выживания?
Почему Матрёне приходилось воровать?
Как складывались у Матрёны отношения с властью?
Как противостояли деревенские женщины власти в борьбе за выживание?
Как поступали власти, видя изнуряющий женский труд?
Умели ли власти организовать людей на полезный и высокооплачиваемый труд?
Какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?
Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений?
Дайте описание внешности Фаддея. Что она говорит о его характере?
Понял ли жертвенность Матрёны Фаддей, вернувшийся из венгерского плена?
Что ещё сообщает автор о Фаддее?
Чем объяснить разницу непохожих душ Матрёны и Фаддея?
На что акцентирует внимание читателя автор? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?
Прав ли автор, говоря: «Сорок лет пролежала угроза Фаддея в углу…а ударила-таки»?Что это за
угроза?
Какой момент стал поворотным в жизни Матрёны? Почему?
Почему Матрёна выходит замуж за Ефима?
Вы склонны осудить или оправдать Матрёну в этой ситуации?
Что изменило обычный образ жизни Матрены?
Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?
Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Свой ответ подтвердите
цитатой из текста.
Почему читатель верит ей?
Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически?
Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу?
Попробуйте поискать эти авторские “подножки”, подставленные читателю.
Зачем Матрена бросается вдогонку за санями?
Как автор показывает нам тревогу за Матрену, ощущение того, что случится беда?
Что поведала нам подруга Маша о последних минутах жизни Матрены, о произошедшей трагедии на переезде за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены. Охарактеризуйте их.
Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?
Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не
преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним
величественный и трагический образ Матрены. В чём он заключается?
Какие слова из текста можно взять эпиграфом к образу Матрены?В чем трагичность ее судьбы?
Почему Матрена рассказывает о своей жизни Игнатьичу?
Можно ли назвать Матрену Васильевну красивой? В чём заключается эта красота?
Кто виноват в гибели Матрены: люди, события, судьба?
Первый вариант названия рассказа «Не стоит село без праведника». Раскройте его философский
смысл.
Как растолковать смысл начального названия рассказа?
Изменился ли смысл названия рассказа под вторым заголовком?Как?
Как вы понимаете заключительные слова произведения? Согласны ли вы с ними?
В чем смысл слова “праведник”?
В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия рассказа “Матренин двор”?
С гибелью Матрены рушится ли этот мир?
Кто сможет защитить “Матренин двор”?
Этот во сложный, он еще раз возвращает нас к переосмыслению разговора о смысле жизни. В чём он заключается, исходя из рассказа А.И.Солженицына?
Как вы думаете, нужны ли такие праведники в нашей жизни? Почему? Зачем?
Возможно ли праведничество в нашей жизни и знаете ли вы людей, которых можно назвать
праведниками?
Кто из писателей затрагивал эту же проблему? Каково их понимание праведничества?
Какие ещё проблемы вы увидели в этом рассказе?
Есть ли в произведении такие моменты, которые вас потрясли?
Как русский характер понимает Солженицын?
Какие ещё представления о русском народном характере заявлены в рассказе?
Можно ли сказать, что рассказ А.И.Солженицына“Матрёнин двор” связывает некоторые мотивы
предшествующей литературы с последующими мотивами современных литературных произведений? Приведите примеры.
Объяснение: