Царь догадался н ахнул. "Вот оно то, чего я не знал! Уморил ты, проклятый Демон, меня!" Так он подумал и горько, горько заплакал. Все удивились, но слова никто не
промолвил. Младенца На руки взявши, царь Берендей любовался им долго, Сам его
взнес на крыльцо, положил в колыбельку и, горе Скрыв про себя, по-прежнему
царствовать начал. О тайне Царской никто не узнал, но все примечали, что крепко Царь
был печален - он все дождался: вот придут за сыном: Днем он покоя не знал, и сна не
ведал он ночью. Врея, однако, текло, а никто не являлся. Царевич Рос не по дням - по
часам, и сделался чудо-красавец. Вот наконец и царь Берендей о том, что случилось,
Вовсе забыл... но другие не так забывчивы были.
1. За что наказан царь Берендей?
2. Почему царь Берендей сразу не рассказал жене о том, что придётся отдать Кошею
долгожданного сына?
3. Как это характеризует царя Берендея?
4 Как развиваются чувства царя Берендея на протяжении сказки? Подтвердите свой
ответ примерами из текста.
5 Напишите о своём отношении к царю Берендею.
2. Глава начинается с рассказа о пари Печорина и Вулича. В этом споре Вулич доказывает существование предначертания свыше. Он стреляет в себя из заряженного пистолета, но в результате осечки он остается в живых. Что это: игра случая или судьба? Печорин уверен, что судьба. Именно эта его уверенность появлению ощущения, что это происшествие не конец, а только начало основных, скорее всего, трагических событий в жизни. В философском споре между ними определились их жизненные позиции: Вулич, как человек, связанный с Востоком, верит в предопределение, а Печорин выступает в роли человека-носителя практического мышления: «... если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? почему мы должны давать отчет в наших поступках?...» . Печорин, все подвергающий сомнению, не соглашается с Вуличем, ему недостаточно доказательств, приведенных офицером, он должен проверить себя сам и испытать свою судьбу. Парадоксально, но именно он предсказывает близкую смерть Вуличу, основываясь лишь на том, что «на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то страшный отпечаток неизбежности судьбы» .
3. Однако Печорин не только не убеждается в существовании предопределения, а, наоборот, приходит к мысли, что человек «всегда смелее идет вперед, когда не знает, что его ожидает» . Этот эпизод, как и вся повесть «Фаталист» - дневник Печорина, его исповедь, его размышления о самом себе и своих поступках. Анализируя свои действия в сцене захвата казака-убийцы, Печорин приходит к тому же выводу, что и Лермонтов в своем стихотворении «Дума» : их поколения - это «жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха» . Им остается тратить свою жизнь на развлечения, пьянство, это жизнь без смысла и высоких идей. И то, как бесцельно рискуют жизнями такие образованные, мыслящие люди, как Вулич и Печорин, стараясь доказать ложные истины, еще раз подтверждает их «невостребованность обществом» . Это «лишние люди» , в этом их трагедия, а эпизод, где Печорин играет со смертью, доказывает это