Великий мыслитель считал, что «истинным сыном отечества» может считать себя только свободный в своих мыслях и поступках человек: тот, кто «стремится всегда к прекрасному, величественному, высокому». «истинный сын отечества» благонравен и благороден, но не по происхождению. в понимании автора «путешествия» благородного человека характеризуют добродетельные поступки, одухотворенные истинной честью, т. е. свободолюбием и народонравием,. служением своему народу. написав «путешествие из петербурга в москву», радищев поступил именно как истинный сын отечества. он совершил подвиг, заступившись за людей, у которых были отняты человеческие права, в том числе и право называться человеком.
Житие бориса и глеба" является образцом книжного жития. оно создано в конце xi–начале xii века и дошло до нас в двух вариантах: "сказание" и "чтение". автор сказания неизвестен, "чтение" принадлежит нестору. в основе этих произведений книжности лежит сюжет о мученической кончине князей бориса и глеба, убитых их братом святополком в борьбе за киевский престол. в 1015 году умер князь владимир. власть в киеве захватил его сын святополк. по приказу князя был убит его брат борис, а через месяц — другой брат глеб. но третий брат ярослав двинулся в поход против святополка, одержал над ним победу и сам утвердился в киеве. борис и глеб были погребены в вышгороде у церкви святого василия. их могилы стали местом паломничества1. при постройке новой церкви взамен сгоревшей обнаружилось, что тела бориса и глеба нетленны. это обстоятельство и явилось поводом для объявления их святыми. культ бориса и глеба имел важный политический смысл: он "освящал" и утверждал государственную идею, согласно которой все князья — братья, и в тоже время подчеркивал обязательность подчинения младших князей старшим.