Баба-Яга – это одна из самых негативных оценок характера и внешнего образа женщины. И одна из самых обидных. На самом деле, если разобраться с глубинным смыслом такого явления, как Баба-Яга, то наше отношение к ней может в определенной мере измениться.
«Согласно русской Традиции, образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство) . В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых» * (убить Змея Горыныча или погубить Кощея Бессмертного, чтобы вернуть (освободить) свою невесту (страну) , благодаря совершению определённых ритуалов.
Важнейшим аспектом ее образа является принадлежность Бабы Яги сразу к двум мирам - миру мертвых и миру живых. Её избушка «на курьих ножка» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира) , то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти. Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных» , то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.) . Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых) . Она узнавала о его прибытии по запаху — «русским духом пахнет» (запах живых неприятен мёртвым) . Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен был приобщиться к миру мёртвых. Обычно, в сказках, он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём. Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, крупнейший специалист в области теории и истории фольклора В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную, по его мнению, деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое» , угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лже-героя, самозванца-антагониста.
Муравейник Сижу на корточках перед муравейником. Смотрю, как суетятся муравьи, похожие на капельку смолы, перевязанную посередине ниточкой. -Что поделываете, муравьи? -Дом строим. -Как вы его ставите? -К лесу задом, к солнышку передом. И вправду: повернут муравейник своей широкой стороной к солнцу. Чтоб теплей было в доме. Вот хитрые! -Муравьи, что вы тащите?
-Хвоинки тащим. Палочки.Чешуйки от шишек. -Зачем они? -Крышу покрыть. Чтоб дождик не промочил. И вправду: все чешуйки да палочки аккуратно на крыше уложены. Со смыслом. Не протечет вода в дом. Вот мастера! -Убери ногу,-сказал муравей. -Чего? -Убери ногу, говорю, с моей тропинки! Не видишь, мне тяжело? Гляжу-тащит муравей гусеницу. Впятеро себя больше. -Зачем тебе гусеница? -Да убери ты ногу! Нам обедать пора!
Баба-Яга – это одна из самых негативных оценок характера и внешнего образа женщины. И одна из самых обидных.
На самом деле, если разобраться с глубинным смыслом такого явления, как Баба-Яга, то наше отношение к ней может в определенной мере измениться.
«Согласно русской Традиции, образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство) . В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых» * (убить Змея Горыныча или погубить Кощея Бессмертного, чтобы вернуть (освободить) свою невесту (страну) , благодаря совершению определённых ритуалов.
Важнейшим аспектом ее образа является принадлежность Бабы Яги сразу к двум мирам - миру мертвых и миру живых.
Её избушка «на курьих ножка» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира) , то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти. Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных» , то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.) .
Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых) . Она узнавала о его прибытии по запаху — «русским духом пахнет» (запах живых неприятен мёртвым) .
Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен был приобщиться к миру мёртвых. Обычно, в сказках, он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых.
Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.
Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, крупнейший специалист в области теории и истории фольклора В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную, по его мнению, деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое» , угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лже-героя, самозванца-антагониста.
Муравейник Сижу на корточках перед муравейником. Смотрю, как суетятся муравьи, похожие на капельку смолы, перевязанную посередине ниточкой. -Что поделываете, муравьи? -Дом строим. -Как вы его ставите? -К лесу задом, к солнышку передом. И вправду: повернут муравейник своей широкой стороной к солнцу. Чтоб теплей было в доме. Вот хитрые! -Муравьи, что вы тащите?
-Хвоинки тащим. Палочки.Чешуйки от шишек. -Зачем они? -Крышу покрыть. Чтоб дождик не промочил. И вправду: все чешуйки да палочки аккуратно на крыше уложены. Со смыслом. Не протечет вода в дом. Вот мастера! -Убери ногу,-сказал муравей. -Чего? -Убери ногу, говорю, с моей тропинки! Не видишь, мне тяжело? Гляжу-тащит муравей гусеницу. Впятеро себя больше. -Зачем тебе гусеница? -Да убери ты ногу! Нам обедать пора!