этот образ – попытка жуковского создать идеальный характер, нарисовать « душу». отличительные черты этого характера – чистота, кротость, покорность судьбе, верность, нежность и светлая грусть. чтобы подчеркнуть «» образа героини, жуковский использует фольклорные (песенные и сказочные) мотивы. с. гадает у зеркала на крещенье о своем возлюбленном. появляется ее жених, который зовет с. за собой. он сажает девушку в сани, и они мчатся по снежной степи. герои проезжают мимо церкви, в которой кого-то отпевают. наконец сани подъезжают к хижине. жених с. исчезает. девушка входит в дом и видит гроб. из него встает мертвец и тянет к ней руки. но с. спасает чудесный голубок, закрывший ее крыльями от призрака. в этой птице девушка узнает своего любимого и – просыпается. в финале поэмы появляется жених с. герои играют свадьбу. главное в произведении – описать поведение с. и дать характеристику ее характеру. с. не ропщет на судьбу, которая уготовала ей страшные испытания, чтобы проверить веру героини. но девушка набожна и безропотна: она молит ангела-утешителя лишь утолить ее печаль. светлая душа с. оказывается сильнее ночного мрака. злые силы не властны погубить душу героини. само имя героини задает в тему света, противостоящего тьме и ее. таким образом, в финале неумолимый рок уступает место благому провидению. вера и любовь с.
Митрофанушка: митрофанушка (простаков митрофан) – сын помещиков простаковых. он считается недорослем, т. к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. соблюдая указ царя, митрофанушка учится. но делает это с большой неохотой. он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями) . митрофан груб и жесток. он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет. митрофан остановился в своем развитии. о нем софья говорит: «он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет» . в митрофане сочетаются черты тирана и раба. когда план простаковой женить сына на богатой воспитаннице, софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. он униженно просит прощения и покорно принимает от стародума «свой приговор» - идти служить («по мне, куды велят») . рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой еремеевной, а, с другой стороны, всем миром простаковых-скотининых, у которых извращены понятия о чести. через образ митрофана фонвизин показывает деградацию дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. недаром скотинин называет митрофана «чушка проклятая» . причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании. образ митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. сейчас так говорят о невежественных и глупых людях. простакова: простакова – дворянка, мать митрофанушки и сестра тараса скотинина. ее фамилия указывает на необразованность и невежество героини, а также на то, что в конце пьесы она попадает впросак. простакова – движущее лицо комедии. она замышляет женить митрофана на богатой воспитаннице софье (вопреки первоначальному намерению выдать ее за своего брата) . позже, когда ее планы рушатся, простакова хочет тайно обвенчать молодых (несмотря на протесты софьи) . главная черта в характере простаковой – безумная, животная любовь к сыну. она считает, что все, что выгодно для митрофана, - хорошо, что невыгодно, то плохо. при этом способ, которым достигается выгода, не имеет значения. так, пытаясь устранить соперника сына – своего брата скотинина, она вцепляется в его шею и т. д. таким образом, ее нравственные и моральные понятия полностью извращены. п. а. вяземский писал о простаковой: «смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего… истекают все сии свойства… » фонвизин видит две причины «злонравия» героини. первая, внутренняя, причина – невежество простаковой, не облагороженное воспитанием. вторая, социальная, - указ екатерины ii «о вольности дворян» , который невежественные дворяне поняли как полную власть над крепостными без всяких ограничений. в конце пьесы простакова повержена. она теряет все: власть над крепостными, имение, сына. ее крах – это поражение всей прежней системы воспитания и залог победы новых идей, заявленных положительными персонажами пьесы.