повесть н. м. карамзина «бедная лиза» была одним из первых сентиментальных произведений xviii века.
сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий. карамзин рассказывает нам несчастной любви простой крестьянской девушки лизы и дворянина эраста, дабы доказать, что «и крестьянки любить умеют».
лиза — идеал природы. она не только «прекрасна душою и телом», но и способна искренне полюбить человека, ее любви не вполне достойного. эраст, хотя и, безусловно, превосходит свою возлюбленную образованием, знатностью и материальным состоянием ,оказывается духовно мельче ее. так же он обладает умом и добрым сердцем, но является слабым и ветреным человеком. он не в состоянии подняться над сословными предрассудками и жениться на лизе. проигравшись в карты, он вынужден жениться на богатой вдове и оставить лизу, из-за чего она покончила с собой. однако искренние человеческие чувства не умерли в эрасте и, как уверяет нас автор, «эраст был до конца жизни своей несчастлив. узнав о судьбе лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей».
для карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город — источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. герои писателя, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время , постоянно выражая свои чувства обильно проливаемыми слезами. карамзин не стыдится слез и призывает к тому же читателей. он подробно описывает переживания лизы, оставленной ушедшим в армию эрастом, мы можем проследить, за тем как она страдает: «с сего часа дни ее были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее! тогда только облегчалось оно, когда лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым. часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием».
для писателя характерны лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию…», «слеза катится по лицу моему». существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. он не винит эраста в гибели лизы: молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянка. важно то, что карамзин едва ли не первый в , который открыл «живую душу» в представителях низшего сословия. с этого и начинается традиция: проявлять сочувствие простым людям. так же можно заметить, что и само название произведения несет особую символику, где с одной стороны указывается на материальное положение лизы, а с другой на благосостояние ее души, что наводит на философские размышления.
писатель обратился и к еще не менее интересной традиции - к поэтике говорящего имени. он с умел подчеркнуть несоответствие внешнего и внутреннего в образах героев повести. лиза - кроткая, тихая превосходит эраста в умении любить и жить любовью. она совершает поступки. требующие решительности и силы воли, идущие в противоречие с законами морали, религиозно - нравственными нормами поведения.
философия, усвоенная карамзиным, сделала природу одним из главных героев повести. право на сокровенное общение с миром природы имеют в повести не все герои, а только лиза и повествователь.
в “бедной лизе” н. м. карамзин дал один из первых в образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор “благозвучных” и “не портящих вкуса” слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью. в повести «бедная лиза» карамзин показал себя большим психологом. он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний.
с эрастом и лизой сжился не только сам автор, но и тысячи его современников — читателей повести. этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. карамзин довольно точно изобразил в «бедной лизе» окрестности московского симонова монастыря, а за находившимся там прудом прочно закрепилось название «лизин пруд». ». более того: некоторые несчастные барышни даже топились здесь по примеру главной героини повести. лиза стала образцом, которому стремились подражать в любви, правда, не крестьянки, а девушки из дворянского и других состоятельных сословий. редкое же имя эраст стало весьма популярным в дворянских семьях. «бедная лиза» и сентиментализм отвечали духу времени.
утвердив своей повестью сентиментализм в , карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от живой жизни схем классицизма.
повесть н. м. карамзина «бедная лиза» была одним из первых сентиментальных произведений xviii века.
сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий. карамзин рассказывает нам несчастной любви простой крестьянской девушки лизы и дворянина эраста, дабы доказать, что «и крестьянки любить умеют».
лиза — идеал природы. она не только «прекрасна душою и телом», но и способна искренне полюбить человека, ее любви не вполне достойного. эраст, хотя и, безусловно, превосходит свою возлюбленную образованием, знатностью и материальным состоянием ,оказывается духовно мельче ее. так же он обладает умом и добрым сердцем, но является слабым и ветреным человеком. он не в состоянии подняться над сословными предрассудками и жениться на лизе. проигравшись в карты, он вынужден жениться на богатой вдове и оставить лизу, из-за чего она покончила с собой. однако искренние человеческие чувства не умерли в эрасте и, как уверяет нас автор, «эраст был до конца жизни своей несчастлив. узнав о судьбе лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей».
для карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город — источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. герои писателя, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время , постоянно выражая свои чувства обильно проливаемыми слезами. карамзин не стыдится слез и призывает к тому же читателей. он подробно описывает переживания лизы, оставленной ушедшим в армию эрастом, мы можем проследить, за тем как она страдает: «с сего часа дни ее были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее! тогда только облегчалось оно, когда лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым. часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием».
для писателя характерны лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию…», «слеза катится по лицу моему». существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. он не винит эраста в гибели лизы: молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянка. важно то, что карамзин едва ли не первый в , который открыл «живую душу» в представителях низшего сословия. с этого и начинается традиция: проявлять сочувствие простым людям. так же можно заметить, что и само название произведения несет особую символику, где с одной стороны указывается на материальное положение лизы, а с другой на благосостояние ее души, что наводит на философские размышления.
писатель обратился и к еще не менее интересной традиции - к поэтике говорящего имени. он с умел подчеркнуть несоответствие внешнего и внутреннего в образах героев повести. лиза - кроткая, тихая превосходит эраста в умении любить и жить любовью. она совершает поступки. требующие решительности и силы воли, идущие в противоречие с законами морали, религиозно - нравственными нормами поведения.
философия, усвоенная карамзиным, сделала природу одним из главных героев повести. право на сокровенное общение с миром природы имеют в повести не все герои, а только лиза и повествователь.
в “бедной лизе” н. м. карамзин дал один из первых в образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор “благозвучных” и “не портящих вкуса” слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью. в повести «бедная лиза» карамзин показал себя большим психологом. он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний.
с эрастом и лизой сжился не только сам автор, но и тысячи его современников — читателей повести. этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. карамзин довольно точно изобразил в «бедной лизе» окрестности московского симонова монастыря, а за находившимся там прудом прочно закрепилось название «лизин пруд». ». более того: некоторые несчастные барышни даже топились здесь по примеру главной героини повести. лиза стала образцом, которому стремились подражать в любви, правда, не крестьянки, а девушки из дворянского и других состоятельных сословий. редкое же имя эраст стало весьма популярным в дворянских семьях. «бедная лиза» и сентиментализм отвечали духу времени.
утвердив своей повестью сентиментализм в , карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от живой жизни схем классицизма.