В стихотворении «Полевые цветы» лирический герой, несмотря на роскошь и ухоженность дорогих цветов, взлелеянных в теплицах, привезенных «из-за синих морей» , отдает предпочтение скромным полевым цветам, которых взрастили дожди, солнце, естественная среда, закалила непогода:Есть на полях моей родины скромные Сестры и братья заморских цветов: Их возрастала весна благовонная В зелени майской лесов и цветов. Дорогие тепличные цветы очень красивы, но они не могут выжить в условиях живой природы родного края лирического героя. Они слишком хрупки и капризны для этого.Полевые цветы автор сравнивает с людьми. Их вырастила сама природа. Они свободны, их не окружают стены теплиц, они любуются небом. Главная тема стихотворения-описание цветов. Лирический сюжет -лирический герой видит в витрине экзотические дорогие цветы и сравнивает их с полевыми цветами своей родины. Проблема стихотворения-противопоставление родного и чуждого. Композиция стихотворения-Стихотворение построено на противопоставлении. Первые две строфы описание заморских цветов, остальные – полевых. Преобладающее настроение, его изменение. -При описании тепличных цветов торжественное, но особых эмоций они у героя не вызывают. От описания полевых цветов веет теплотой. В конце настроение грустное. Жанр-лирика пейзажная+философская Строфа-5 строф. Четверостишия Основные образы. Дорогие тепличные цветы очень красивы, но они не могут выжить в условиях живой природы родного края лирического героя. Они слишком хрупки и капризны для этого. Полевые цветы автор сравнивает с людьми. Их вырастила сама природа. Они свободны, их не окружают стены теплиц, они любуются небом. Лексика стихотворения. Устаревшее и просторечное «возрастили» . Книжное поэтическое «небосклон».Поэтический синтаксис-сложные предложение. Использование многоточия. Изобразительные средства иносказания: Эпитеты: «тонкие запахи» , «бурные грозы» , «благовонная весна» Метафоры: «небосклона простор голубой» , «вечных созвездий узор золотой» Звукопись-Стихотворение звучит напевное, как . Размер-Четырехстопный дактиль. Стопа трехсложная с ударением на первом слоге Ритм и рифма рифмовки:1-я – 3-я строфы, 5-я строфа – перекрестная 4-я строфа – ABBB (зеркальные – голубой – таинственный – золотой)
Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева. Ученикам знакомы многие стихотворения о природе и человеке в лирике Тютчева: «Не то, что мните вы, природа…» , «Есть в осени первоначальной…» , «Осенний вечер» , «День и ночь» , «Ещё земли печален вид…» , «Как хорошо ты, о море ночное…» , «Зима недаром злится…» , «Весенние воды» , «Чародейкою Зимою…» , «Как весел грохот летних бурь…» , «Весенняя гроза» , «Неохотно и несмело…» , «Листья» и др.
Эту тему нельзя интерпретировать только как тему о пейзажной лирике. Взаимодействие человека и природы — это одна из важнейших идей в философских стихах Тютчева. Природа у Тютчева — вечная и обновляющаяся, она жива, только люди не всегда видят её осмысленную, самостоятельную жизнь («Не то, что мните вы, природа…») . Человек является частью природы, а понятие природы расширяется до понятия космоса. Космос же гармоничен и прекрасен в своей гармонии.
Явления природы в стихах Тютчева очеловечены. Часто пейзажи являются поводом для размышления о человеческой судьбе, явления природы параллельны миру человека («Осенний вечер» , «Ещё земли печален вид…») .
В ранней лирике поэта природа мифологична: ночь, день, весна, осень — образы живые, но стремящиеся к обобщённости. В поздних стихотворениях поэт стремится к предельной точности изображения. Эту мысль можно проиллюстрировать стихотворениями «Осенний вечер» (1830) и «Есть в осени первоначальной… » (1857), «Весенняя гроза» (конец 20-х годов) и «Неохотно и несмело… » (1849).
Замечая “паутины тонкий волос”, поэт в то же время ощущает тесную связь жизни земной и космической: “…И мы плывём, пылающею бездной // Со всех сторон окружены” («Как океан объемлет шар земной…») . Природа вечна, её бытие исполнено божественного начала («Полдень» , конец 20-х годов) , но человек смертен («В небе тают облака…» , 1868), возможно, он — “лишь грёза природы” («От жизни той, что бушевала здесь…» , 1871). Так поэт выходит на проблему смысла человеческой жизни — как жизни конкретного человека, так и смысла существования и предназначения человечества в целом.
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастала весна благовонная
В зелени майской лесов и цветов.
Дорогие тепличные цветы очень красивы, но они не могут выжить в условиях живой природы родного края лирического героя. Они слишком хрупки и капризны для этого.Полевые цветы автор сравнивает с людьми. Их вырастила сама природа. Они свободны, их не окружают стены теплиц, они любуются небом.
Главная тема стихотворения-описание цветов.
Лирический сюжет -лирический герой видит в витрине экзотические дорогие цветы и сравнивает их с полевыми цветами своей родины.
Проблема стихотворения-противопоставление родного и чуждого.
Композиция стихотворения-Стихотворение построено на противопоставлении. Первые две строфы описание заморских цветов, остальные – полевых.
Преобладающее настроение, его изменение. -При описании тепличных цветов торжественное, но особых эмоций они у героя не вызывают. От описания полевых цветов веет теплотой. В конце настроение грустное.
Жанр-лирика пейзажная+философская
Строфа-5 строф. Четверостишия Основные образы. Дорогие тепличные цветы очень красивы, но они не могут выжить в условиях живой природы родного края лирического героя. Они слишком хрупки и капризны для этого. Полевые цветы автор сравнивает с людьми. Их вырастила сама природа. Они свободны, их не окружают стены теплиц, они любуются небом.
Лексика стихотворения. Устаревшее и просторечное «возрастили» . Книжное поэтическое «небосклон».Поэтический синтаксис-сложные предложение. Использование многоточия.
Изобразительные средства иносказания:
Эпитеты: «тонкие запахи» , «бурные грозы» , «благовонная весна»
Метафоры: «небосклона простор голубой» , «вечных созвездий узор золотой»
Звукопись-Стихотворение звучит напевное, как .
Размер-Четырехстопный дактиль. Стопа трехсложная с ударением на первом слоге
Ритм и рифма рифмовки:1-я – 3-я строфы, 5-я строфа – перекрестная
4-я строфа – ABBB (зеркальные – голубой – таинственный – золотой)
Ученикам знакомы многие стихотворения о природе и человеке в лирике Тютчева: «Не то, что мните вы, природа…» , «Есть в осени первоначальной…» , «Осенний вечер» , «День и ночь» , «Ещё земли печален вид…» , «Как хорошо ты, о море ночное…» , «Зима недаром злится…» , «Весенние воды» , «Чародейкою Зимою…» , «Как весел грохот летних бурь…» , «Весенняя гроза» , «Неохотно и несмело…» , «Листья» и др.
Эту тему нельзя интерпретировать только как тему о пейзажной лирике. Взаимодействие человека и природы — это одна из важнейших идей в философских стихах Тютчева. Природа у Тютчева — вечная и обновляющаяся, она жива, только люди не всегда видят её осмысленную, самостоятельную жизнь («Не то, что мните вы, природа…») . Человек является частью природы, а понятие природы расширяется до понятия космоса. Космос же гармоничен и прекрасен в своей гармонии.
Явления природы в стихах Тютчева очеловечены. Часто пейзажи являются поводом для размышления о человеческой судьбе, явления природы параллельны миру человека («Осенний вечер» , «Ещё земли печален вид…») .
В ранней лирике поэта природа мифологична: ночь, день, весна, осень — образы живые, но стремящиеся к обобщённости. В поздних стихотворениях поэт стремится к предельной точности изображения. Эту мысль можно проиллюстрировать стихотворениями «Осенний вечер» (1830) и «Есть в осени первоначальной… » (1857), «Весенняя гроза» (конец 20-х годов) и «Неохотно и несмело… » (1849).
Замечая “паутины тонкий волос”, поэт в то же время ощущает тесную связь жизни земной и космической: “…И мы плывём, пылающею бездной // Со всех сторон окружены” («Как океан объемлет шар земной…») . Природа вечна, её бытие исполнено божественного начала («Полдень» , конец 20-х годов) , но человек смертен («В небе тают облака…» , 1868), возможно, он — “лишь грёза природы” («От жизни той, что бушевала здесь…» , 1871). Так поэт выходит на проблему смысла человеческой жизни — как жизни конкретного человека, так и смысла существования и предназначения человечества в целом.