Чи були у героїв твору Всеволода Нестайка прототипи як батьки наказували Яву та Павлушу В кого гралися хлопці на баштані чому за словами Василя село називалася Юрківкою
Греческая система образования начала складываться ещё в архаическую эпоху Древней Греции и своей вершины достигла в VI в. до н. э., прежде всего вАфинах. Уже в V в. до н. э. в Афинах среди свободных афинянин не было неграмотных людей. Обучение начинали примерно с двенадцати лет, к обучению допускались только мальчики, а девочек обучали их родственники домашнему хозяйству, мальчики учились писать, читать, считать; также преподавалась музыка, танцы, гимнастика — такие школы назывались палестрами. Затем по достижении восемнадцатилетнего возраста все юноши, или эфебы, как их называли, собирались со всей Аттики под городом Пирей, где в течение года под руководством специальных учителей обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с осадными орудиями и так далее; в течение следующего года они несли военную службу на границе, после чего становились полноправными гражданами.
II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся . 2-10 СЛАЙД
- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте прослушаем запись произведения ( прослушивание аудиозаписи басни И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак») [1]
2 СЛАЙД
- Кто автор данного произведения? Как оно называется?
- Что вы помните о И.А.Крылове? 3, 4 ,5 СЛАЙД– биография автора [2]
- Произведение какого жанра вы прослушали? (басня)
- Что такое басня? Прочтите. 6 СЛАЙД
- Из каких частей состоит басня? 6 СЛАЙД
- Чем басня отличается от других произведений?(в них есть МОРАЛЬ)
- Что такое мораль? Давайте прочитаем. 6 СЛАЙД
- Кто являются героями басен? 7 СЛАЙД
- Что в них высмеивается? 7 СЛАЙД
-Какие басни И.А.Крылова вы помните? 8,9,10 СЛАЙД
- Прочитайте морали к данным басням. Объясните их.
Проведение физ. паузы.
Цель: предупреждение утомления и повышение работо учеников.
- Прежде чем преступить к изучению нового произведения, давайте отдохнем.
- Все встали. Поиграем в игру «Изобрази животного».
- Я называю животного, птицу, насекомого, а вы его показываете жестами, на месте. ( осёл, лиса, заяц, волк, стрекоза, муравей и т.д.)
III. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением русского баснописца И.А.Крылова, а так же с новыми литературоведческими понятиями, научимся правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни.
IV. Знакомство с новым материалом .
Знакомство с темой урока.
- Прочитайте на экране автора и название басни, с которой мы сегодня познакомимся.(И.А. Крылов «Стрекоза и муравей») 11 СЛАЙД
-Как вы думаете, кто будет главными героями этой басни?
-Есть ли у вас предположения, кого будет высмеивать автор в этой басне?
-Почему так думаете?
2. Первичное восприятие текста
- Давайте посмотрим мультфильм по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» (через интернет)[3]
- Назовите героев басен.
-Оправдались ли наши предположения?
- Как изображена в басне стрекоза?
- Что высмеивает в ней автор?(легкомыслие, беззаботность, хвастливость)
- Почему автор Стрекозу называет попрыгуньей?
- А можно ли высмеивать такие качества в людях? Почему?
- Как изобразил автор муравья?
- Как он относится к своему герою? (С уважением, показывает его трудолюбие и старательность.)
Вторичное восприятие текста
- Откройте учебники на стр. 33, прочитаем басню. [4]
А) Словарная работа. 12 СЛАЙД
а) в басне нам встретилось выражение «Лето красное».
- Как вы понимаете его смысл?
б) «Зима катит в глаза» - как сказать по другому?
г) «Помертвело чисто поле»
- Объясните, как вы это понимаете.
- А почему оно стало пустым?
д) «Нет уж дней тех светлых боле».
«Боле» - значит больше.
- Ребята, а что это за светлые дни? (Тёплые, солнечные).
е) «Нужда» - забота, тягость.
ё) «И кому же в ум пойдёт», т. е. кто же додумается, придумает.
Проведение гимнастики для глаз по методу Жданова. [6]
- А сейчас давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.
- Прикрыли ладонями глаза так, чтобы пальцы были наложены друг на друга, а нос оказался между ладонями. Досчитали до 10.
-Открыли глаза, часто
-Посмотрели на право, налево, часто
-Посмотрели вниз, вверх, часто
-Посмотрели по диагонали, часто
-Закрыли глаза ладонями, досчитали до 10.
Б) Работа с текстом.
- Давайте прочтем басню еще раз, расставляя логические паузы.
- Ребята, как вы уже заметили, И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором, а по–другому говорят с иронией.
- В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ . 13 СЛАЙД
-Давайте прочтем, что такое ирония - тонкая, скрытая насмешка.
- Где в басне ИРОНИЯ? Давайте прочтем.
-А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ 13 СЛАЙД – слово греч., в переводе оно означает «иносказание». Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.
- Найдите где в басни АЛЛЕГОРИЯ, т.е. как автор иносказательно показывает легкомыслие и беззаботность Стрекозы.
- Есть ли в этой басни МОРАЛЬ?
- Прочтите МОРАЛЬ басни. Объясните ее. 14 СЛАЙД
Почему в басне именно муравей показан трудолюбивым?
-Сколько героев в этой басне? Назовите их. (стрекоза, муравей, автор)
-Давайте прочитаем басню по ролям.
V. Подведение итогов.
- С каким произведением мы познакомились?
- Какого оно жанра?
- Что такое басня?
- Кто главные герои этой басни?
- Что высмеивается в баснях?
-Чему учат басни?
- С какими новыми литературными понятиями познакомились?
- Что такое мораль, аллегория, ирония?
- К какому герою басни можно отнести пословицу? 15 СЛАЙД
VI. Домашнее задание.
Выучить басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» наизусть, выполнить задание в рабочей тетради на стр. 22.
I. Организация класса . 1 СЛАЙД
II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся . 2-10 СЛАЙД
- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте прослушаем запись произведения ( прослушивание аудиозаписи басни И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак») [1]
2 СЛАЙД
- Кто автор данного произведения? Как оно называется?
- Что вы помните о И.А.Крылове? 3, 4 ,5 СЛАЙД– биография автора [2]
- Произведение какого жанра вы прослушали? (басня)
- Что такое басня? Прочтите. 6 СЛАЙД
- Из каких частей состоит басня? 6 СЛАЙД
- Чем басня отличается от других произведений?(в них есть МОРАЛЬ)
- Что такое мораль? Давайте прочитаем. 6 СЛАЙД
- Кто являются героями басен? 7 СЛАЙД
- Что в них высмеивается? 7 СЛАЙД
-Какие басни И.А.Крылова вы помните? 8,9,10 СЛАЙД
- Прочитайте морали к данным басням. Объясните их.
Проведение физ. паузы.
Цель: предупреждение утомления и повышение работо учеников.
- Прежде чем преступить к изучению нового произведения, давайте отдохнем.
- Все встали. Поиграем в игру «Изобрази животного».
- Я называю животного, птицу, насекомого, а вы его показываете жестами, на месте. ( осёл, лиса, заяц, волк, стрекоза, муравей и т.д.)
III. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением русского баснописца И.А.Крылова, а так же с новыми литературоведческими понятиями, научимся правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни.
IV. Знакомство с новым материалом .
Знакомство с темой урока.- Прочитайте на экране автора и название басни, с которой мы сегодня познакомимся.(И.А. Крылов «Стрекоза и муравей») 11 СЛАЙД
-Как вы думаете, кто будет главными героями этой басни?
-Есть ли у вас предположения, кого будет высмеивать автор в этой басне?
-Почему так думаете?
2. Первичное восприятие текста
- Давайте посмотрим мультфильм по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» (через интернет)[3]
- Назовите героев басен.
-Оправдались ли наши предположения?
- Как изображена в басне стрекоза?
- Что высмеивает в ней автор?(легкомыслие, беззаботность, хвастливость)
- Почему автор Стрекозу называет попрыгуньей?
- А можно ли высмеивать такие качества в людях? Почему?
- Как изобразил автор муравья?
- Как он относится к своему герою? (С уважением, показывает его трудолюбие и старательность.)
Вторичное восприятие текста- Откройте учебники на стр. 33, прочитаем басню. [4]
А) Словарная работа. 12 СЛАЙД
а) в басне нам встретилось выражение «Лето красное».
- Как вы понимаете его смысл?
б) «Зима катит в глаза» - как сказать по другому?
г) «Помертвело чисто поле»
- Объясните, как вы это понимаете.
- А почему оно стало пустым?
д) «Нет уж дней тех светлых боле».
«Боле» - значит больше.
- Ребята, а что это за светлые дни? (Тёплые, солнечные).
е) «Нужда» - забота, тягость.
ё) «И кому же в ум пойдёт», т. е. кто же додумается, придумает.
ж) «Удручена» - разочарована, опечалена, растеряна.
з) «Вешние дни» - тёплые, весенние дни.
и) «В мягких «муравах» - в мягкой траве.
Проведение гимнастики для глаз по методу Жданова. [6]
- А сейчас давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.
- Прикрыли ладонями глаза так, чтобы пальцы были наложены друг на друга, а нос оказался между ладонями. Досчитали до 10.
-Открыли глаза, часто
-Посмотрели на право, налево, часто
-Посмотрели вниз, вверх, часто
-Посмотрели по диагонали, часто
-Закрыли глаза ладонями, досчитали до 10.
Б) Работа с текстом.
- Давайте прочтем басню еще раз, расставляя логические паузы.
- Ребята, как вы уже заметили, И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором, а по–другому говорят с иронией.
- В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ . 13 СЛАЙД
-Давайте прочтем, что такое ирония - тонкая, скрытая насмешка.
- Где в басне ИРОНИЯ? Давайте прочтем.
-А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ 13 СЛАЙД – слово греч., в переводе оно означает «иносказание». Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.
- Найдите где в басни АЛЛЕГОРИЯ, т.е. как автор иносказательно показывает легкомыслие и беззаботность Стрекозы.
- Есть ли в этой басни МОРАЛЬ?
- Прочтите МОРАЛЬ басни. Объясните ее. 14 СЛАЙД
Почему в басне именно муравей показан трудолюбивым?
-Сколько героев в этой басне? Назовите их. (стрекоза, муравей, автор)
-Давайте прочитаем басню по ролям.
V. Подведение итогов.
- С каким произведением мы познакомились?
- Какого оно жанра?
- Что такое басня?
- Кто главные герои этой басни?
- Что высмеивается в баснях?
-Чему учат басни?
- С какими новыми литературными понятиями познакомились?
- Что такое мораль, аллегория, ирония?
- К какому герою басни можно отнести пословицу? 15 СЛАЙД
VI. Домашнее задание.
Выучить басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» наизусть, выполнить задание в рабочей тетради на стр. 22.