Первый Киевский князь из рода Рюриковичей. Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему, Олегу, так как сын Рюрика, Игорь был в то время очень мал.
Три года Олег княжил в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг.
Олег хитростью завладел Киевом, умертвив княживших там Аскольда и Дира, и сделал его своей столицей, сказав: "Это будет мать городов русских". Объединив славянские племена севера и юга, Олег создал мощное государство - Киевскую Русь. Со смертью Олега связано в летописи известное сказание, послужившее мотивом для стихотворения А. С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". По счету летописца, Олег княжил 33 года, с 879 (год смерти Рюрика) по 912.
Рассказ о Вещем Олеге в летописи Нестора «Повесть временных лет»
О Вещем Олеге - древнерусском князе, жившем в IХ-Х веках, сообщают древние летописи, его имя упоминается в исторических документах, но большинство сведений о его жизни и деятельности дошли до нас в виде народных сказаний, в которых реальные события тесно переплелись с легендарными.
Во многом легендарный характер имеет и рассказ о Вещем Олеге в летописном своде Нестора "Повесть временных лет". "Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV в. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.
Нестор называет Олега родичем новгородского князя Рюрика. Но из других источников известно, что Олег не имел родственных связей с князем, а был его воеводой и достиг высокого положения лишь благодаря своим личным достоинствам.
Он обладал выдающимся ТАЛАНТОМ полководца, а его мудрость и предусмотрительность были столь велики, что казались сверхъестественными.
Современники прозвали Олега ВЕЩИМ.. !
Удачливый князь-воин прозван "ВЕЩИМ", т. е. ВОЛШЕБНИКОМ (правда, при этом летописец-христианин не преминул подчеркнуть, что прозвище дали Олегу язычники, "людие погани и невеголоси"), но и ему не удается уйти от своей судьбы.
Под 912 г. летопись помещает поэтическое предание, связанное, очевидно, "с могилой Ольговой", которая "есть.. . и до сего дни".
Это предание имеет законченный сюжет, который раскрывается в лаконичном драматическом повествовании. В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных, и даже "ВЕЩИЙ" князь, не в силах.
Возможно, что народная память о ВЕЩЕМ Олеге отразилась в образе былинного князя-кудесника Вольги: Похотелося Вольге много мудрости: Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях, Птицей-соколом летать под оболока, Серым волком рыскать в чистых полях.
В 879 году скончался Рюрик. Умирая, он завещал княжение Олегу и оставил на его попечение своего малолетнего сына Игоря.
Три года правил Олег в Новгороде, а затем, собрав сильную дружину и взяв с собой Игоря, отправился покорять новые земли.
В то время обширные пространства РУССКОЙ земли были заселены многочисленными племенами.
РУСЬ не имела четких границ и не знала единых законов. Киевский князь осуществлял свою власть только в нескольких узловых пунктах, контролировавших торговые пути.
Завершив войну выгодным миром, Олег со славой возвратился в Киев. Поход этот создал ему огромную популярность в глазах не только Руси, но и славян, которые прозвали своего князя Вещим.
Легендарного князя ОЛЕГА можно назвать первым русским деятелем общенационального масштаба.
О князе ОЛЕГЕ было сложено много песен, легенд и преданий.
Народ воспевал его МУДРОСТЬ, умение ПРЕДСКАЗЫВАТЬ БУДУЩЕЕ, его ТАЛАНТ великолепного военачальника, УМНОГО, БЕССТРАШНОГО и НАХОДЧИВОГО.
а. с. пушкин написал стихотворение «пророк» в 1826 году. как раз в то время были наказаны участники декабристского восстания, многие из которых были пушкинскими друзьями. это стихотворение было как бы ответом на такой неожиданный поворот событий. в начале стихотворения описывается одинокий полумёртвый путник, с трудом перемещающийся по пустыне: «…в пустыне мрачной я влачился…». затем показывается контрастное, противопоставленное, спасающее явление серафима, как бы нарушающего предшествовавший покой: «и шестикрылый серафим на перепутье мне явился». серафим преображает путника, убирает всё человеческое, грешное: открывает ему глаза («моих зениц коснулся он: / отверзлись вещие зеницы…»), уши («моих ушей коснулся он: / и их наполнил шум и звон…»), даёт мудрый язык («и вырвал грешный мой язык… / и жало мудрыя змеи… / в уста… мои / вложил»), объективно обо все думающее сердце («и сердце трепетное вынул, / и уголь… / во грудь отверстую водвинул»). так как это был обычный смертный, то такие страдания не могли окончиться бесследно: «…как труп в пустыне я лежал…». стихотворение заканчивается воззванием бога к новому пророку наказать людей за их грехи: «восстань, пророк… / и, обходя моря и земли, / глаголом жги сердца людей». тем у стихотворения две: жестокое преображение человека и горькая миссия пророка. поэт верил, что когда-нибудь на землю придёт пророк и накажет людей за их грехи, в частности, правительство за неоправданное, по его мнению, наказание декабристов. пушкина настолько переполняют эмоции по поводу убитых или сосланных в сибирь друзей, что в прямой форме он их сразу вылить не может, к тому же сделать это ему мешает возможность разоблачения его стихов и наказания за сообщничество с декабристами, он использует косвенную форму, описанную выше. в стихотворении используется много контрастности: «…в пустыне мрачной я влачился, / и шестикрылый серафим / на перепутье мне явился…», «…как труп в пустыне я лежал, / и бога глас ко мне воззвал…», «и вырвал грешный мой язык… / и жало мудрыя змеи / в уста мои вложил». автор использует много повторов союза и в началах строк, чтобы показать единство, одну цель всего происходящего. чтобы яснее изобразить различные образы в стихотворении, пушкин использует сравнения: «…перстами, лёгкими, как сон…», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы…», «…как труп в пустыне я лежал…». автор использует много церковнославянизмов, что говорит о том, что при написании им этого стихотворения он опирался на библейскую легенду. в стихотворении встречается много шипящих звуков – создаётся атмосфера длительного и мучительного страдания героя. стихотворный размер – четырёхстопный ямб с многочисленными пиррихиями – тоже делает стихотворение медлительно-мучительным. в стихотворении используются все виды рифмовки – это говорит о том, что автор не особо обращал на это внимание, его больше занимало содержание его стихотворения.
Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему, Олегу,
так как сын Рюрика, Игорь был в то время очень мал.
Три года Олег княжил в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных
ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг.
Олег хитростью завладел Киевом, умертвив княживших там Аскольда и Дира, и сделал
его своей столицей, сказав: "Это будет мать городов русских".
Объединив славянские племена севера и юга, Олег создал мощное государство -
Киевскую Русь.
Со смертью Олега связано в летописи известное сказание, послужившее мотивом для стихотворения А. С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге".
По счету летописца, Олег княжил 33 года, с 879 (год смерти Рюрика) по 912.
Рассказ о Вещем Олеге в летописи Нестора «Повесть временных лет»
О Вещем Олеге - древнерусском князе, жившем в IХ-Х веках, сообщают древние
летописи, его имя упоминается в исторических документах, но большинство сведений
о его жизни и деятельности дошли до нас в виде народных сказаний, в которых
реальные события тесно переплелись с легендарными.
Во многом легендарный характер имеет и рассказ о Вещем Олеге в летописном своде Нестора "Повесть временных лет". "Повесть временных лет" - наиболее ранний из
дошедших до нас летописных сводов.
Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV в. Летопись вобрала в себя в
большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.
Нестор называет Олега родичем новгородского князя Рюрика.
Но из других источников известно, что Олег не имел родственных связей с князем,
а был его воеводой и достиг высокого положения лишь благодаря своим личным достоинствам.
Он обладал выдающимся ТАЛАНТОМ полководца, а его мудрость и предусмотрительность были столь велики, что казались сверхъестественными.
Современники прозвали Олега ВЕЩИМ.. !
Удачливый князь-воин прозван "ВЕЩИМ", т. е. ВОЛШЕБНИКОМ
(правда, при этом летописец-христианин не преминул подчеркнуть, что прозвище
дали Олегу язычники, "людие погани и невеголоси"), но и ему не удается уйти от своей судьбы.
Под 912 г. летопись помещает поэтическое предание, связанное, очевидно,
"с могилой Ольговой", которая "есть.. . и до сего дни".
Это предание имеет законченный сюжет, который раскрывается в лаконичном драматическом повествовании.
В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных,
и даже "ВЕЩИЙ" князь, не в силах.
Возможно, что народная память о ВЕЩЕМ Олеге отразилась в образе былинного
князя-кудесника Вольги: Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой-рыбою ходить
ему в глубоких морях,
Птицей-соколом летать под оболока,
Серым волком рыскать в
чистых полях.
В 879 году скончался Рюрик. Умирая, он завещал княжение Олегу и оставил на его попечение своего малолетнего сына Игоря.
Три года правил Олег в Новгороде, а затем, собрав сильную дружину и взяв с собой
Игоря, отправился покорять новые земли.
В то время обширные пространства РУССКОЙ земли были заселены многочисленными племенами.
РУСЬ не имела четких границ и не знала единых законов.
Киевский князь осуществлял свою власть только в нескольких узловых пунктах, контролировавших торговые пути.
Завершив войну выгодным миром, Олег со славой возвратился в Киев.
Поход этот создал ему огромную популярность в глазах не только Руси, но и славян, которые прозвали своего князя Вещим.
Легендарного князя ОЛЕГА можно назвать первым русским деятелем общенационального масштаба.
О князе ОЛЕГЕ было сложено много песен, легенд и преданий.
Народ воспевал его МУДРОСТЬ, умение ПРЕДСКАЗЫВАТЬ БУДУЩЕЕ, его ТАЛАНТ великолепного военачальника, УМНОГО, БЕССТРАШНОГО и НАХОДЧИВОГО.