Бери , надеюсь ты все найдешьхудой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в майори. над рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. у берегов стоял толстый лед. сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную закраину. старик зашел в буфет, очевидно, погреться. он ничего не заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки. вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала. рядом за столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными затылками. снег таял у них на шляпах. талая вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с копченой колбасой. но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания. когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. она подошла к столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку. - пети! - тихо позвал старик. - как же тебе не стыдно! зачем ты беспокоишь людей, пети? но пети продолжала стоять, и только передние лапы у нее все время дрожали и опускались от усталости. когда они касались мокрого живота, собачка спохватывалась и подымала их снова. но молодые люди не замечали ее. они были увлечены разговором и то и дело подливали себе в стаканы холодное пиво. снег залеплял окна, и дрожь пробегала по спине при виде людей, пьющих в такую стужу совершенно ледяное пиво. - пети! - снова позвал старик. - а пети! ступай сюда! собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. на старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. она как бы говорила: "я сама знаю, что это нехорошо. но ты же не можешь купить мне такой бутерброд". - эх, пети, пети! - шепотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения. пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. она как бы просила его больше ее не звать и не стыдить, потому что у нее самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала просить у чужих людей. наконец один из молодых людей, скуластый, в зеленой шляпе, заметил собаку. - просишь, стерва? - спросил он. - а где твой хозяин? пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть взвизгнула. - что же это вы, гражданин! - сказал молодой человек. - раз собаку держите, так должны кормить. а то некультурно получается. собака у вас милостыню выпрашивает. нищенство у нас запрещено законом. молодые люди захохотали. - ну и отмочил, валька! - крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы. - пети, не смей! - крикнул старик. обветренное его лицо и тощая, жилистая шея покраснели. собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу. - не смей брать у них ни крошки! - сказал старик. он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и начал пересчитывать ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. пальцы у него дрожали. - еще обижается! -сказал скуластый молодой человек. - какой независимый, скажи ! - а, брось ты его! на что он тебе сдался? - примирительно сказал один из молодых людей, наливая всем пиво. старик ничего не ответил. он подошел к стойке и положил горсть мелких денег на мокрый прилавок. - один бутерброд! - сказал он хрипло. собачка стояла рядом с ним, поджав хвост. продавщица подала старику на тарелке два бутерброда. - один! - сказал старик. - берите! - тихо сказала продавщица. - я на вас не - палдиес! - сказал старик. - ! он взял бутерброды и вышел на платформу. там никого не было. один шквал прошел, второй подходил, но был еще далеко на горизонте. даже слабый солнечный свет упал на белые леса за рекой лиелупа. старик сел на скамейку, дал один бутерброд пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман. собачка судорожно ела, а старик, глядя на нее, говорил: - ах, пети, пети! глупая собака! но собачка не слушала его. она ела. старик смотрел на нее и вытирал рукавом глаза - они у него слезились от ветра.
Утуризм (от лат. futurum — будущее) — авангардное явление в поэзии. сюда входило несколько групп: эгофутуристы (и. северянин, к. фофанов); кубофутуристы (будетляне, гилейцы) — а. крученых, д. бурлюк, в. маяковский, в. хлебников, в. каменский; группа «центрифуга» (в. шершеневич) и группа «мезонин поэзии» (с. бобров). несмотря на различия этих групп, между ними было то общее, что позволяет говорить о поэтическом течении. футуристы отказывались от наследия классической туры, призывали «сбросить с корабля современности» пушкина, достоевского, толстого. сборники носили антиэстетические названия, которые должны были, по их мнению, показать презрение к эстетике прежних поэтических школ и течений («дохлая луна», «пощечина общественному вкусу», «доители изнуренных жаб»).