Как-то раз дед позвал маленького Фому и его брата на баштан, чтобы дети отгоняли птиц, клевавших урожай. В это время проезжали на волах чумаки. Дед очень обрадовался встрече со старыми знакомыми, стал угощать их дынями, а внуков попросил повеселить гостей. Ребятишки так задорно плясали, что и старик захотел вспомнить молодость. Но как только решил «разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку» понял, что ноги не поднимаются. Что за чертовщина? Попробовал снова, но все повторилось.
Дед выругался и услышал, как сзади кто-то рассмеялся. Оглянулся – никого, он один в чистом поле. В сумерках дед наткнулся на тропинку, в стороне от которой вспыхнула свеча на могиле. Старик решил, что это место, где спрятан клад. А чтобы его завтра найти, пометил ветками. Утром, вооружившись заступом и лопатой, отправился дед раскапывать тайник. Но ничего не нашел, только под дождем промок. Помянув в сердцах черта, вернулся домой ни с чем.
На следующий день отправился старик на баштан, чтобы выкопать грядку для тыкв. А на обратном пути наткнулся на то самое заколдованное место. Ударил в сердцах заступом и вновь очутился у тайника. Отодвинул дед камень и присел понюхать табачку. Вдруг за его спиной кто-то так чихнул, что покачнулись деревья. Но рядом никого не было. Стал дед выкапывать клад, а там начали появляться то котел какой-то странный, то птичий клюв, то баранья голова, даже медведь возникал. И все повторяли слова старика. Испугался дед сильно, хотел без оглядки бежать, но очень уж жалко было бросать добро. Схватил котел, который первый попался под руку, еле-еле поднял его и понес. Только чувствовал всю дорогу, что сзади кто-то чешет прутьями по его ногам.
Дома старика заждались. С горшком горячих галушек вернулась мать из гостей, всех накормила. Затем помыла посуду и пошла выплеснуть горячие но вдруг увидела, как что-то жуткое на нее надвигается. Это оказался дед с котелком. В полной уверенности, что принес домой много золота, уставший и весь в открыл старик свою добычу. А там совсем не золото было, а сор, «дрязг» и вообще «стыдно сказать, что такое».
С тех пор дед приказал внукам не верить черту. Когда слышал, что где-то неспокойно, всегда крестился. А заколдованное место огородил забором. Весь мусор, который выгребал с баштана, бросал туда. И никогда на том месте ничего хорошего не росло.
1). Использование «говорящих» имен и фамилий Стародум, Скотинин, Вральман, Правдин Цыфиркин, Кутейкин.
Митрофан - найденный матерью, подобный матери; Тарас - приводящий в смятение.
2). Положительные герои говорят правильным литературным языком, их речь поучительна; отрицательные герои используют слова, бранную лексику А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире Скажи, болван, чем ты оправдаешься"
Речь героев является средством их характеристики, она часто связана с фольклором: "Всякий женись на своей невесте", "Век живи, век учись", "Не хочу учиться, хочу жениться".
3) Каламбуры: еоргафия; вкусить блаженную кончину; заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.4) Разрушение фразеологизма: Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за
тридесято царство.
5). Саморазоблачения героев:
Г-жа Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому долго смотря) . Мудрено.
Скотинин. Я от роду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Г-жа С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь.
Вральман: "Я савсегда ахотник пыл смотреть публик. Пыфало, о праснике съетутца в Катрингоф кареты с хоспотами. Я фсе на них смотру. Пыфало, не сойту ни на минуту с косел".
Тропы, стилистические фигуры:
1) Афоризмы: В человеческом невежестве весьма утешительно
считать все то за вздор, чего не знаешь.
2) Эпитеты: друг сердечный; блаженную кончину.
3) Метафоры: лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду.4) Обращения: друг мой сердечный. И ведомо, батюшка.5) Риторические во А извозчики-то на что ж Каково это6) Риторические восклицания: Ах, мой батюшка!
Признаки сатиры и юмора:
1). Создание комических ситуаций: драка со Скотининым, урок математики, "экзамен" Митрофана.
2). Алогизмы (высказывания героев, в которых нарушена логика), иронию и намёки.
3) Зоологизация: любовь Скотинина к свиньям; Вральман видит в лошаток». Таким образом подчеркивается низменность негативных персонажей.
Дед выругался и услышал, как сзади кто-то рассмеялся. Оглянулся – никого, он один в чистом поле. В сумерках дед наткнулся на тропинку, в стороне от которой вспыхнула свеча на могиле. Старик решил, что это место, где спрятан клад. А чтобы его завтра найти, пометил ветками. Утром, вооружившись заступом и лопатой, отправился дед раскапывать тайник. Но ничего не нашел, только под дождем промок. Помянув в сердцах черта, вернулся домой ни с чем.
На следующий день отправился старик на баштан, чтобы выкопать грядку для тыкв. А на обратном пути наткнулся на то самое заколдованное место. Ударил в сердцах заступом и вновь очутился у тайника. Отодвинул дед камень и присел понюхать табачку. Вдруг за его спиной кто-то так чихнул, что покачнулись деревья. Но рядом никого не было. Стал дед выкапывать клад, а там начали появляться то котел какой-то странный, то птичий клюв, то баранья голова, даже медведь возникал. И все повторяли слова старика. Испугался дед сильно, хотел без оглядки бежать, но очень уж жалко было бросать добро. Схватил котел, который первый попался под руку, еле-еле поднял его и понес. Только чувствовал всю дорогу, что сзади кто-то чешет прутьями по его ногам.
Дома старика заждались. С горшком горячих галушек вернулась мать из гостей, всех накормила. Затем помыла посуду и пошла выплеснуть горячие но вдруг увидела, как что-то жуткое на нее надвигается. Это оказался дед с котелком. В полной уверенности, что принес домой много золота, уставший и весь в открыл старик свою добычу. А там совсем не золото было, а сор, «дрязг» и вообще «стыдно сказать, что такое».
С тех пор дед приказал внукам не верить черту. Когда слышал, что где-то неспокойно, всегда крестился. А заколдованное место огородил забором. Весь мусор, который выгребал с баштана, бросал туда. И никогда на том месте ничего хорошего не росло.
Объяснение:
Художественные средства
1). Использование «говорящих» имен и фамилий Стародум, Скотинин, Вральман, Правдин Цыфиркин, Кутейкин.
Митрофан - найденный матерью, подобный матери; Тарас - приводящий в смятение.
2). Положительные герои говорят правильным литературным языком, их речь поучительна; отрицательные герои используют слова, бранную лексику А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире Скажи, болван, чем ты оправдаешься"
Речь героев является средством их характеристики, она часто связана с фольклором: "Всякий женись на своей невесте", "Век живи, век учись", "Не хочу учиться, хочу жениться".
3) Каламбуры: еоргафия; вкусить блаженную кончину; заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.4) Разрушение фразеологизма: Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за
тридесято царство.
5). Саморазоблачения героев:
Г-жа Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому долго смотря) . Мудрено.
Скотинин. Я от роду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Г-жа С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь.
Вральман: "Я савсегда ахотник пыл смотреть публик. Пыфало, о праснике съетутца в Катрингоф кареты с хоспотами. Я фсе на них смотру. Пыфало, не сойту ни на минуту с косел".
Тропы, стилистические фигуры:
1) Афоризмы: В человеческом невежестве весьма утешительно
считать все то за вздор, чего не знаешь.
2) Эпитеты: друг сердечный; блаженную кончину.
3) Метафоры: лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду.4) Обращения: друг мой сердечный. И ведомо, батюшка.5) Риторические во А извозчики-то на что ж Каково это6) Риторические восклицания: Ах, мой батюшка!
Признаки сатиры и юмора:
1). Создание комических ситуаций: драка со Скотининым, урок математики, "экзамен" Митрофана.
2). Алогизмы (высказывания героев, в которых нарушена логика), иронию и намёки.
3) Зоологизация: любовь Скотинина к свиньям; Вральман видит в лошаток». Таким образом подчеркивается низменность негативных персонажей.
Вроде все верно