"Сказание о белгородском киселе" — это типичный народный рассказ об обмане врагов хитростью. Белгородцы по совету одного старца налили в колодец кисель и тем убедили осаждающих их печенегов, что их кормит сама земля. Подошли печенеги к Белгороду и "не давали выйти из города, и был в городе сильный голод... И затянулась осада города". Отчаявшиеся люди уже решили сдаться печенегам. "И собрали вече в городе, и сказали: “Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода”". Один старец посоветовал людям не сдаваться врагу, а "собрать хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей. Они же радостно пошли и собрали. И повелели женщинам сделать болтушку, выкопать колодец, поставить в него кадь, и налить ее болтушкой". На следующий день они привели печенегов и убедили их, что белгородцев кормит сама земля. "Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли, — сказали горожане"3. И враги ушли от города восвояси. Здесь русский летописец прославляет мудрость и находчивость народа.
Какому отношению к природе можно поучиться у наших далёких предков Читая о том, как жили люди столетия и даже тысячелетия назад, нельзя не заметить, что все они очень бережно относились к природе. Неудивительно: ведь наши предки были гораздо ближе к природе, чем мы теперь. Они ощущали себя частью природы, поэтому понимали: губить природу - это рубить сук, на котором сидишь. Ведь если выловить всю рыбу в реке или озере, то на следующий год ее не станет, и будешь голодать. Если выбить всю дичь в лесу, будет то же самое. Не затушил в лесу костер - сгорел лес, неоткуда брать грибы и ягоды, негде охотиться. Вроде бы это все само собой разумеется, но как иногда не хватает современным людям подобного отношения к природе! Нам в самом деле есть чему поучиться у наших далеких предков.
обмане врагов хитростью. Белгородцы по совету одного старца налили в
колодец кисель и тем убедили осаждающих их печенегов, что их кормит сама
земля. Подошли печенеги к Белгороду и "не давали выйти из города, и был
в городе сильный голод... И затянулась осада города". Отчаявшиеся люди
уже решили сдаться печенегам. "И собрали вече в городе, и сказали:
“Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в
живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода”". Один старец
посоветовал людям не сдаваться врагу, а "собрать хоть по горсти овса,
пшеницы или отрубей. Они же радостно пошли и собрали. И повелели
женщинам сделать болтушку, выкопать колодец, поставить в него кадь, и
налить ее болтушкой". На следующий день они привели печенегов и убедили
их, что белгородцев кормит сама земля. "Разве можете перестоять нас?
Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу
от земли, — сказали горожане"3. И враги ушли от города восвояси. Здесь
русский летописец прославляет мудрость и находчивость народа.
Читая о том, как жили люди столетия и даже тысячелетия назад, нельзя не заметить, что все они очень бережно относились к природе. Неудивительно: ведь наши предки были гораздо ближе к природе, чем мы теперь. Они ощущали себя частью природы, поэтому понимали: губить природу - это рубить сук, на котором сидишь. Ведь если выловить всю рыбу в реке или озере, то на следующий год ее не станет, и будешь голодать. Если выбить всю дичь в лесу, будет то же самое. Не затушил в лесу костер - сгорел лес, неоткуда брать грибы и ягоды, негде охотиться. Вроде бы это все само собой разумеется, но как иногда не хватает современным людям подобного отношения к природе! Нам в самом деле есть чему поучиться у наших далеких предков.