Как бы ни была велика разница между акакием акакиевичем и «значительным лицом», она не так велика, чтобы между ними исчезла несомненная связь. несчастье акакия акакиевича постигает и генерала, тем самым уравнивая их, две крошечные фигурки, равные перед лицом всевышнего. этой мысли, в частности, служит явная перекличка сцен пропажи шинели у акакия акакиевича и у «значительного лица». неправедный старец является гонителем св. акакия, находящегося у него в послушании, так и в подчинении у «значительного лица» находится акакий акакиевич, и «значительное лицо» выступает в финале его гонителем. как в житии св. акакия происходит пробуждение совести «неправедного старца» под влиянием разговора с умершим послушником акакием, так и «значительное лицо» после встречи с «живым мертвецом» акакием акакиевичем меняется в лучшую сторону. жизнь акакия акакиевича — это не обычная «жизнь», а «житие». акакий акакиевич — «мученик 14-го класса». земное бытие мученика посмертная молва окружила легендарными подробностями. смерть «маленького человека» обретает у гоголя черты космического катаклизма. судьба акакия акакиевича — судьба человека вообще перед лицом бога, вселенной. его основной и, кажется, единственный талант заключался в способности довольствоваться тем, что у него есть. это помогает ему преодолевать все противоречия жизни и в какой-то степени становится проявлением «бесстрастия». с утратой этого свойства акакий акакиевич утрачивает и саму жизнь. его поведение перед смертью полностью противоречит смирению. в предсмертном бреду акакий акакиевич произносит гневливые, злые слова. это еще один момент соприкосновения с «лествицей». казалось бы, на примере «шинели» можно говорить о том, что писатель наследует в ней традицию житийного жанра. однако сопоставление текста повести и текста жития сложнее, чем простая параллель. в случае с акакием акакиевичем о святости говорить нельзя. финал повести звучит и как «торжество правды», как изображение посмертного бунта башмачкина против «значительных лиц», т. е. как грозная возможность бунта, а не ее реализация, как борьба не героя, а автора против деспотизма сильных мира, как выражение и мести и возмездия слабых. значение финала исследователи связывали не только с образом башмачкина, но и с образом «значительного лица». и нередко получалось, что повесть написана лишь для того, чтобы показать раскаяние генерала. «значительные лица должны испытывать свою вину за трагическую судьбу акакия акакиевича. вот почему образ его после смерти вырастает во враждебную им, страшную и зловещую символическую фигуру, тревожащую их совесть».
Вдиканьке наступила зимняя, ясная ночь перед рождеством. неожиданно из трубы одной из хат вылетела ведьма верхом на метле и, поднявшись к небу, начала собирать в рукав звезды.с другой стороны на небе появился черт. он спрятал месяц в карман, и вокруг сразу сделалось темно. сделал черт это для того, чтобы козак чуб поленился идти по темноте и остался дома, а потому кузнец вакула не смог прийти к его дочери оксане. так черт хотел отомстить кузнецу, который нарисовал его посрамленным на картине со страшным судом.чуб вместе с панасом, ожидая «добрую попойку» у дьяка выходят из хаты козака и видят, что на небе пропал месяц, и на улице стало совсем темно. поколебавшись, они все же решают продолжить путь. пока чуб ушел, оставшаяся одна дома оксана любовалась собой перед зеркалом. за этим делом и застает девушку пришедший к ней вакула. кузнец обращается к оксане с нежными речами, но она только смеется и издевается над ним. раздосадованный вакула решает, что девушка не любит его.неожиданно в двери постучали, и кузнец пошел открывать. мороз увеличивался, поэтому черт с ведьмой спустились через дымоход к ней в хату. ведьмой была ни кто иная, как мать вакулы – солоха. она умела так очаровывать мужчин, что к ней ходили многие козаки села, при этом ни один из них не знал о соперниках. среди всех поклонников солоха выделяла богатого козака чуба. между тем, когда черт спускался в дымоход, он заметил чуба и устроил сильную метель, пытаясь таким образом вернуть его домой. и действительно – ничего не видя из-за метели, чуб решил вернуться назад и они с кумом разошлись в разные стороны. дойдя до своей хаты, козак постучал, но, услышав возмущенный крик вакулы, решил, что это не его дом, и изменил голос. не распознав в пришедшем чуба, кузнец поколотил козака. тогда чуб, рассудив, что если вакула здесь, то дома его нет, отправился к солохе. пока черт летал из трубы и обратно, месяц вылетел из висевшей у него на боку «ладунки» и поднялся на небо. «все осветилось. метели как небывало». на улице показались толпы колядующих парубков и девушек с мешками. девушки поспешили в дом чуба. оксана заметила у одной из девушек новые черевички и загрустила, что ей некому достать красивую обновку. тогда вакула сам вызвался достать «такие черевички, какие редкая панночка носит». шутя, оксана сказала, что ей подойдут только те, которые носит сама царица и если кузнец их раздобудет, то она выйдет за него замуж. к сидевшей с чертом солохе неожиданно приходит дюжий голова. пока женщина открывала двери, нечистый спрятался в мешке. голова успел только выпить чарку водки и сказать, что из-за метели не попал к дьяку, как в двери снова постучали – это был сам дьяк. солоха спрятала голову во второй мешок. однако и беседа женщины с дьяком была скоро прервана – к солохе пришел козак чуб. хозяйка спрятала в третий мешок дьяка, а вскоре в этом же мешке оказался и чуб, который не хотел видеться с пришедшим к матери вакулой.
пока чуб ушел, оставшаяся одна дома оксана любовалась собой перед зеркалом. за этим делом и застает девушку пришедший к ней вакула. кузнец обращается к оксане с нежными речами, но она только смеется и издевается над ним. раздосадованный вакула решает, что девушка не любит его.неожиданно в двери постучали, и кузнец пошел открывать.
мороз увеличивался, поэтому черт с ведьмой спустились через дымоход к ней в хату. ведьмой была ни кто иная, как мать вакулы – солоха. она умела так очаровывать мужчин, что к ней ходили многие козаки села, при этом ни один из них не знал о соперниках. среди всех поклонников солоха выделяла богатого козака чуба.
между тем, когда черт спускался в дымоход, он заметил чуба и устроил сильную метель, пытаясь таким образом вернуть его домой.
и действительно – ничего не видя из-за метели, чуб решил вернуться назад и они с кумом разошлись в разные стороны. дойдя до своей хаты, козак постучал, но, услышав возмущенный крик вакулы, решил, что это не его дом, и изменил голос. не распознав в пришедшем чуба, кузнец поколотил козака. тогда чуб, рассудив, что если вакула здесь, то дома его нет, отправился к солохе.
пока черт летал из трубы и обратно, месяц вылетел из висевшей у него на боку «ладунки» и поднялся на небо. «все осветилось. метели как небывало». на улице показались толпы колядующих парубков и девушек с мешками.
девушки поспешили в дом чуба. оксана заметила у одной из девушек новые черевички и загрустила, что ей некому достать красивую обновку. тогда вакула сам вызвался достать «такие черевички, какие редкая панночка носит». шутя, оксана сказала, что ей подойдут только те, которые носит сама царица и если кузнец их раздобудет, то она выйдет за него замуж.
к сидевшей с чертом солохе неожиданно приходит дюжий голова. пока женщина открывала двери, нечистый спрятался в мешке. голова успел только выпить чарку водки и сказать, что из-за метели не попал к дьяку, как в двери снова постучали – это был сам дьяк. солоха спрятала голову во второй мешок. однако и беседа женщины с дьяком была скоро прервана – к солохе пришел козак чуб. хозяйка спрятала в третий мешок дьяка, а вскоре в этом же мешке оказался и чуб, который не хотел видеться с пришедшим к матери вакулой.