Что такое предание?
А) переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда;
Б) произведение, содержащее жизнеописания представителей и праведников христианства;
В) один из основных жанров древнерусской литературы; сообщение, описание событий; погодная запись исторических событий.
2. Как называется произведение, в котором герои «вдруг очутились на необитаемом острове и видят: оба под одним одеялом лежат»?
А) «Станционный смотритель» (А.С. Пушкин);
Б) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (М.Е. Салтыков-Щедрин);
В) «Князь Михайло Репнин» (А.К. Толстой).
3. Кто из литературных героев приходится друг другу отцом и сыном?
А) Вольга и Микула Селянинович («Вольга и Микула Селянинович»);
Б) Пётр и Павел («Повесть о Петре и Февронии Муромских»);
В) Тарас Бульба и Остап (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).
4. Как называется произведение древнерусской литературы, в котором содержатся приведённые ниже строки?
Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь…
А) «Похвалы князю Ярославу и книгам» (из «Повести временных лет»);
Б) «Поучения» Владимира Мономаха;
В) «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
5. В каком произведении русской литературы упоминаются новая шинель, узелок в руке, решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником?
А) в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»;
Б) в рассказе Е.И. Носова «Кукла»; В) в рассказе И.А. Бунина «Цифры».
6. О ком из героев русской литературы 20 века идёт речь в отрывке?
У неё было имя, на которое она стремглав неслась из зелёной глубины сада, она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья…?
А) о Рыжухе из рассказа Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади»;
Б) о собачонке из рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»;
В) о Кусаке из одноимённого рассказа Л.Н. Андреева.
7. Определите жанр произведения И.С. Тургенева «Бирюк».
А) повесть; Б) притча; В) рассказ.
8. Как называется рифмовка, использованная в приведённом ниже отрывке из стихотворения Б.Л. Пастернака?
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проёме
Незадёрнутых гардин…
А) парная;
Б) перекрёстная; В) кольцевая (опоясывающая).
9. Кому из литературных героев принадлежат приведённые ниже слова?
Надо судить умеючи, не зря… Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести…
А) Денису из рассказа А.П. Чехова «Злоумышленник»;
Б) тёте Оле из рассказа Е.И. Носова «Живое пламя»;
В) Акимычу из рассказа Е.И. Носова «Кукла».
10. Кто из литературных героев «разорвал себе грудь, вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой»?
А) Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»;
Б) Яшка из рассказа Ю.П. Казакова «Тихое утро»;
В) Егор Иваныч из рассказа М.М. Зощенко «Беда».
11. Как называется произведение, в котором «Больной при смотрителе охал и не говорил почти ни слова, однако ж выпил две чашки кофе и охая заказал себе обед»?
А) «Станционный смотритель» (А.С. Пушкин);
Б) «Князь Михайло Репнин» (А.К. Толстой);
В) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (М.Е. Салтыков-Щедрин).
12. Какое изобразительно-выразительное средство использует А.Т. Твардовский в отрывке из стихотворения «Снега потемнеют синие…»?
И с ветром нежно-зелёная
Ольховая пыльца,
Из детских лет донесённая,
Как тень, коснётся лица.
А) гипербола; Б) сравнение; В) метафора.
13. Как называется жанр литературы, к которому относится произведение И.С. Тургенева «Русский язык»?
А) стихотворение в прозе; Б) поэма; В) .
14. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
а) восхищение, любование; б) презрение, пренебрежение; в) сожаление, горечь.
15. Узнайте по описанию литературного героя, укажите название произведения и автора.
«Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. …он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится всем наукам».
Митрофанушка твердо усвоил уроки своей матушки. Он так же груб с окружающими, в том числе и с самой Простаковой. Он не желает учиться. Так же, как и мать, он пресмыкается перед теми людьми, от которых можно получить какую-либо выгоду. Простакова нежит и холит своего сына, но, когда происходит крушение ее замыслов, Митрофанушка отворачивается от нее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась... »
Образы Стародума, Милона, Софьи и Правдина противопоставлены невежественному семейству Простаковых. Эти герои олицетворяют будущее общества, страны.
В образе Стародума воплощен авторский идеал просвещенного передового человека. Автор комедии понятие «передовой человек» отождествляет с понятием «образованный и высоконравственный» . Стародум говорит, что он был воспитан своим отцом, который считал основным правилом воспитания следующее: «... Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» . Стародум считает, что не только ум делает честь человеку. Ум без благонравия, по Стародуму, пустой звук. «...Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло» , — говорит он.
Он и Правдин, рассуждая о «достойных людях» , приходят к заключению, что благосостояние государства зависит от воспитания молодого поколения.
Фонвизин в своей комедии «Недоросль» поднимает серьезную проблему — проблему воспитания. Этот вопрос занимал, да и, наверное, будет занимать людей во все времена. Думаю, благодаря постановке в комедии именно этого вопроса «Недоросль» не утратил актуальности и в наше время, а имя Митрофанушки стало нарицательным.
С 1762 года служит в Санкт-Петербурге, в Преображенском полку, сначала солдатом, а с 1772 года в офицерской должности. В 1773-1774 годах участвовал в подавлении восстания Пугачёва.
Литературная и общественная известность приходит к Державину в 1782 году, после написания оды «Фелица», которая восхваляет императрицу Екатерину II. Державина назначают наместником Олонецкой губернии, а с 1785 губернатором — Тамбовской. В обоих случаях попытки Державина навести порядок, борьба с коррупцией приводят к конфликтам с местной элитой, и в 1789 году он возвращается в столицу, где занимает различные высокие административные должности. Всё это время Державин не оставляет литературное поприще, создает оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный Российский гимн), «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие.
Неоднократно Гавриил Романович посещал усадьбу Зубриловка, принадлежащей его другу Сергею Фёдоровичу Голицыну. Точно известно, что он посещал усадьбу осенью 1788 года.
В 1803 году Державин уходит в отставку, поселяется в Санкт-Петербурге и своём имении «Званка» в Новгородской губернии. В последние годы своей жизни сосредотачивается на литературной деятельности.
Гавриил Романович и его супруга Дарья Алексеевна похоронены в Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря близ Великого Новгорода. Державин скончался в1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.