Ну а вот подробно о сказке: Для народной сказки обычен зачин Жили-были старик со старухой. Пушкин незаметно подчеркивает патриархальную подчиненность старухи мужу; Жил старик со своею старухой... То же и концовке: На пороге сидит его старуха... Каждый занимался своим, испокон установленным делом: Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Бытовая зарисовка выражает народное понимание жизненной нормы. Но вот между стариком и старухой встает дорогая цена откупа золотой рыбки — и начинает развиваться их противопоставление. Сначала оно идет в привычном для фольклора русле бытовой проблематики (как тема строптивой жены), затем перемещается в социальный план. Используя прямую речь героев, Пушкин рисует психологический контраст доброго, кроткого, бескорыстного старика и злой, жадной, сварливой старухи. Сварливая ругань старухи раздается до тех пор, пока она — крестьянка. Как только рыбка превращает ее в столбовую дворянку, она начинает обращаться со стариком иначе: не как с податливым мужем, а как с холопом. Отношение старика к социально «восходящей» старухе более сложное. Он до конца продолжает видеть в ней свою жену. Итак, старик вынужден подчиниться условиям общественного неравенства и вести себя со своею жгиой как холоп («Не садися не в свои сани!»). Абсурдность этой ситуации указывает на абсурдность преграды, возникшей между ними. А появляющийся здесь подтекст не только ироничный, но и драматический. Повествовательный ритм сказки, поэтически соединенный с вечным ритмом моря, в философском плане становится ритмом истории, которая вела людей не к идеальной царственности, а к реальному абсурду сословного разъединения. Логическим финалом этого может быть разбитое корыто, предупреждает Пушкин.
Для народной сказки обычен зачин Жили-были старик со старухой. Пушкин незаметно подчеркивает патриархальную подчиненность старухи мужу; Жил старик со своею старухой...
То же и концовке: На пороге сидит его старуха... Каждый занимался своим, испокон установленным делом: Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.
Бытовая зарисовка выражает народное понимание жизненной нормы.
Но вот между стариком и старухой встает дорогая цена откупа золотой рыбки — и начинает развиваться их противопоставление. Сначала оно идет в привычном для фольклора русле бытовой проблематики (как тема строптивой жены), затем перемещается в социальный план.
Используя прямую речь героев, Пушкин рисует психологический контраст доброго, кроткого, бескорыстного старика и злой, жадной, сварливой старухи.
Сварливая ругань старухи раздается до тех пор, пока она — крестьянка. Как только рыбка превращает ее в столбовую дворянку, она начинает обращаться со стариком иначе: не как с податливым мужем, а как с холопом. Отношение старика к социально «восходящей» старухе более сложное. Он до конца продолжает видеть в ней свою жену.
Итак, старик вынужден подчиниться условиям общественного неравенства и вести себя со своею жгиой как холоп («Не садися не в свои сани!»). Абсурдность этой ситуации указывает на абсурдность преграды, возникшей между ними. А появляющийся здесь подтекст не только ироничный, но и драматический. Повествовательный ритм сказки, поэтически соединенный с вечным ритмом моря, в философском плане становится ритмом истории, которая вела людей не к идеальной царственности, а к реальному абсурду сословного разъединения. Логическим финалом этого может быть разбитое корыто, предупреждает Пушкин.