Автор – Козляковская Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 54 г.Брянска, заслуженный учитель РФ Урок – размышление
Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них Оборудование урока 1. Выставка книг Ю. Бондарева. 2. Плакат на выставке: «Художественная литература не может материально изменить мир, но она может изменить отношение людей к собственной жизни и жизни общества.» (Ю. Бондарев.) 3. Эпиграф (запись закрыта). Сколько в человеке ПАМЯТИ, столько в нем и ЧЕЛОВЕКА. В. Распутин, писатель Таблица (заполняется по ходу урока).
5 . Схема (заполняется по ходу урока).
Фонограмма звука идущего поезда. Иллюстрации (рисунки учащихся). Ход урока Вступительное слово о жизни и творчестве Ю. Бондарева (кратко). Подготовка к восприятию. Почти во всех произведениях Бондарева отразились впечатления детства, так глубоко запавшие в душу. Память постепенно возвращала его в «наивную пору счастливых удивлений, смутного восторга и первой любви», к тем переживаниям, каких он «позднее, уже зрелым человеком, никогда не испытывал так чисто и пронзительно» (музыкальное сопровождение). Память... В ней могут оказаться стертыми имена, события, встречи с людьми. Но наступают моменты, когда вдруг голос памяти властно позовет человека, захлестнет, как волна, поднимет уснувшие чувства. И тогда уже никуда не убежать, никуда не деться от этого голоса потревоженной памяти. Так случилось и с героем рассказа Ю. Бондарева - Павлом Георгиевичем
1) Женщина является богатой помещицей и хозяйкой Герасима, являющегося главным героем произведения. Суровая, капризная женщина с дурным характером. Несмотря на то, что в произведении ее роль второстепенная, она оказала значительное влияние на развитие сюжета. Персонаж яркий, насыщенный эмоциями, несмотря на то, что играет сугубо отрицательную роль. Старая женщина являющаяся нашей героиней ведет одинокую замкнутую жизнь, она вдова, ее дети уже давно разъехались позабыв отчий дом. Автор не рассказывает подробно о ее молодости или юности.
2) Барыня решила женить Капитона на Татьяне, чтобы Капитон перестал пьянствовать. Естественно мнение девушки никто не спрашивал, так как крестьяне люди подневольные и любой каприз своих господ Они вынуждены были выполнить. И в этом произведение типичный каприз барыни.
3) Однажды старуха-помещица увидела Муму. Собака настолько понравилась дворянке, что женщина тут же приказала привести собаку ей. Муму успешно поймали в саду и принесли помещице. Однако собака чувствовала себя очень неуютно, ей было страшно – Муму сначала сжалась в комок, потом немного осмелела, но на контакт все же не пошла. Собака отказалась от молока, а после и вовсе оскалила зубы на помещицу, чем вызвала крайнее недовольство. Настроение помещицы резко ухудшилось – она решила избавиться от Муму.
4) Потому что автор произведения не считает барыню главной героиней и хочет показать,что на неё месте может оказаться любой человек.Каждый человек может поступить так же плохо и лишить кого-нибудь жизни. В "Муму" это собака. Имена героев в литературе всегда были связаны с их душой, поведением. Барыня как бы олицетворяет все недостатки высших сословий, у которых много названий, а одного нет.
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 54
г.Брянска, заслуженный учитель РФ
Урок – размышление
Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!»
Безнравственность забвения человека человеком.
Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них
Оборудование урока
1. Выставка книг Ю. Бондарева.
2. Плакат на выставке: «Художественная литература не может
материально изменить мир, но она может изменить отношение людей к
собственной жизни и жизни общества.» (Ю. Бондарев.)
3. Эпиграф (запись закрыта).
Сколько в человеке ПАМЯТИ,
столько в нем и ЧЕЛОВЕКА.
В. Распутин, писатель
Таблица (заполняется по ходу урока).
5 . Схема (заполняется по ходу урока).
Фонограмма звука идущего поезда.
Иллюстрации (рисунки учащихся).
Ход урока
Вступительное слово о жизни и творчестве Ю. Бондарева (кратко).
Подготовка к восприятию.
Почти во всех произведениях Бондарева отразились впечатления детства, так глубоко запавшие в душу. Память постепенно возвращала его в «наивную пору счастливых удивлений, смутного восторга и первой любви», к тем переживаниям, каких он «позднее, уже зрелым человеком, никогда не испытывал так чисто и пронзительно» (музыкальное сопровождение).
Память... В ней могут оказаться стертыми имена, события, встречи с людьми. Но наступают моменты, когда вдруг голос памяти властно позовет человека, захлестнет, как волна, поднимет уснувшие чувства. И тогда уже никуда не убежать, никуда не деться от этого голоса потревоженной памяти.
Так случилось и с героем рассказа Ю. Бондарева - Павлом Георгиевичем
1) Женщина является богатой помещицей и хозяйкой Герасима, являющегося главным героем произведения. Суровая, капризная женщина с дурным характером. Несмотря на то, что в произведении ее роль второстепенная, она оказала значительное влияние на развитие сюжета. Персонаж яркий, насыщенный эмоциями, несмотря на то, что играет сугубо отрицательную роль. Старая женщина являющаяся нашей героиней ведет одинокую замкнутую жизнь, она вдова, ее дети уже давно разъехались позабыв отчий дом. Автор не рассказывает подробно о ее молодости или юности.
2) Барыня решила женить Капитона на Татьяне, чтобы Капитон перестал пьянствовать. Естественно мнение девушки никто не спрашивал, так как крестьяне люди подневольные и любой каприз своих господ Они вынуждены были выполнить. И в этом произведение типичный каприз барыни.
3) Однажды старуха-помещица увидела Муму. Собака настолько понравилась дворянке, что женщина тут же приказала привести собаку ей. Муму успешно поймали в саду и принесли помещице. Однако собака чувствовала себя очень неуютно, ей было страшно – Муму сначала сжалась в комок, потом немного осмелела, но на контакт все же не пошла. Собака отказалась от молока, а после и вовсе оскалила зубы на помещицу, чем вызвала крайнее недовольство. Настроение помещицы резко ухудшилось – она решила избавиться от Муму.
4) Потому что автор произведения не считает барыню главной героиней и хочет показать,что на неё месте может оказаться любой человек.Каждый человек может поступить так же плохо и лишить кого-нибудь жизни. В "Муму" это собака. Имена героев в литературе всегда были связаны с их душой, поведением. Барыня как бы олицетворяет все недостатки высших сословий, у которых много названий, а одного нет.