Ентральной является проблема духовного становления нравственно полноценной личности, диалектика это становления, история внутреннего формирования, чаще всего искателя истины, переживающего мучительную борьбу со своими классовыми, дворянскими предрассудками, смутно ищущего свой нравственный идеал в среде народа. Толстого интересует, как уже указывалось в критике, преобладание эгоистических или альтруистических начал в переживаниях и поведении персонажа. Он вскрывает его положительные влечения, которые пробиваются и даже активно реализуются, несмотря на препятствующие им развращённость, эгоистическую настроенность, тщеславие и преувеличенное сластолюбие. Духовный рост личности совершается сложным противоречивым путём, в результате порой драматической борьбы исконного, нравственного сознания с теми дурными страстями обособленности, разъединённости, которые укрепляются под воздействием порочной социальной среды
Мария Болконская — сестра князя Андрея и соответственно дочь Николая Андреевича Болконского. Мария живёт с отцом в их поместье в Лысых Горах. Она росла без матери и воспитывалась отцом, который был строг с ней. Мария получила хорошие образование, она имеет познания не только в гуманитарной сфере, но и в точных науках. Этим она выделяется среди других девушек её круга. Мария внешне не привлекательна, но обладает душевной красотой, она добра, отзывчива, скромна, любит отца и брата. С отцом у неё сложные отношения, она его побаивается, отец внешне не проявляет к ней любви и ласки. Только перед смертью он открывает ей душу. С братом Мария дружна, они редко видятся, так как Андрей не часто гостит у них. Мария благословляет брата, когда тот уходит на войну. С Наташей Ростовой Мария в начале не смогла подружиться. Потепление в их отношениях наступят позже, когда Мария будет Наташе ухаживать за раненным Андреем. В конце романа Мария выходит замуж за Николая Ростова, становится частью их семейства.
духовного становления нравственно полноценной личности, диалектика это
становления, история внутреннего формирования, чаще всего искателя истины,
переживающего мучительную борьбу со своими классовыми, дворянскими
предрассудками, смутно ищущего свой нравственный идеал в среде народа.
Толстого интересует, как уже указывалось в критике, преобладание
эгоистических или альтруистических начал в переживаниях и поведении
персонажа. Он вскрывает его положительные влечения, которые пробиваются и
даже активно реализуются, несмотря на препятствующие им развращённость,
эгоистическую настроенность, тщеславие и преувеличенное сластолюбие.
Духовный рост личности совершается сложным противоречивым путём, в
результате порой драматической борьбы исконного, нравственного сознания с
теми дурными страстями обособленности, разъединённости, которые укрепляются
под воздействием порочной социальной среды