Вгороде муроме правил князь павел. вот стал к его жене летать змей в образе павла и соблазнять ее. жена поведала об этом мужу. в следующий прилет змея она выведала о кончине его: «смерть моя — от петрова плеча, от агрикова меча». у павла есть брат петр, который находит агриков меч в церкви, на алтаре, и убивает змея. на теле петра остались незаживающие язвы. петр посылает слуг в рязанскую землю, где, по слухам, живут хорошие лекари. один из слуг князя заходит в крестьянскую избу, в которой сидит девушка — феврония. заговорив с ней, он удивляется ее уму. например, она говорит: «плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз». на вопрос, что это значит, феврония отвечает: «ну чего уж тут не понять! подъехал ты ко двору и в дом вошел, а я сижу неприбранная, гостя не встречаю. был бы пес во дворе, почуял бы тебя издали, лаял бы: вот и были бы у двора уши. а кабы в доме моем было дитя, увидело бы тебя, как ты через двор шел, и мне бы сказало: вот был бы и дом с глазами». молодой человек рассказывает о болезни князя, и крестьянка берется его вылечить, но с тем условием, что петр возьмет ее в жены. она отдает слуге князя мазь и велит мазать все раны на теле, кроме одной. это впоследствии дает ей возможность заставить князя выполнить уговор. петр хочет проверить ум крестьянки и посылает ей пучок льна с просьбой соткать из него рубаху, портки и полотенце. в ответ на это девушка отсылает князю маленькую чурочку, прося сделать из нее ткацкий станок и все необходимые для работы инструменты. находчивость февронии удивляет петра, но жениться на ней он не собирается. он возвращается в муром и вновь заболевает от оставшейся одной раны. петру приходится жениться на февронии.
Сентиментализм — направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств. сентиментализм открыл, что человек, сострадая ближнему, ему, разделяя его горести и печали, может испытывать чувство удовлетворения.велико было противостояние сентиментализма классицизму. классицизм основан на культе разума. страшные события французской революции, которой закончился блистательный век просвещения, заставили усомниться в главенстве разума в человеческой природе. «всегда ли рассудок есть царь чувств твоих? » — спрашивает своего героя карамзин («бедная лиза»). чувство было провозглашено основой человеческой личности. сентименталисты считали, что, воспитав в человеке чувствительность, способность откликаться на чужую боль, можно победить зло.герои произведений сентименталистов — простые люди с богатым духовным миром. они часто проливают слёзы, вздыхают, ахают — не только женщины, но и мужчины, и нам, живущим в xxi веке, такое поведение кажется немного смешным. но обратим внимание на те изменения в изображении личности, которые являются совершенно новыми по сравнению с эстетикой классицизма. в классицизме герой воплощает в себе всеобщее — в сентиментализме герой приобретает индивидуальность. чтобы изобразить индивидуальность, необходимо вглядеться пристально в черты характера — так зарождается психологизм.писатель-сентименталист создаёт в своём произведении особый образ — образ автора-рассказчика. в классицизме авторская позиция — объективность. в сентиментализме писатель стремиться высказать собственное отношение к описываемым событиям, образ автора-рассказчика индивидуализируется. в статье «что нужно автору» н. м. карамзин писал: «ты хочешь быть автором: читай несчастий рода человеческого — и если сердце твоё не обольётся кровию, оставь перо, — или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей».