По словам самого Блока, тема России — главная в его поэзии. Он обратился к этой теме в начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Стихотворение “Гамаюн, птица вещая” - первое произведение юного Блока, посвященное судьбе России. Уже в нем встает тема исторического пути родины, ее трагической истории. Птица Гамаюн ...вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных.. . Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых.. .
Цикл “На поле Куликовом” целиком посвящен России. Уже в первом стихотворении встает тема пути, раскрывающаяся в двух планах и временном. Временной план представляет собой изображение исторического пути России: В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь.. . И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль.. .
Восприятие родины поэтом всегда было обостренно-личностным. Он отходит от традиционного образа России-матери — в его стихах предстает совершенно неожиданный образ России-жены, возлюбленной, невесты: “О, Русь моя! Жена моя! ”. В стихотворении “Новая Америка” Россия названа “невестой”, а в стихотворении “Россия” любовь к родине сравнивается с любовью к женщине: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви!
Россия в стихотворениях “Сытые” и “Фабрика” — это Россия социальных контрастов и противоречий, Россия “сытых” и “нищих”. В “Сытых” — непосредственном отклике на события русской революции 1905 года — Блок выражает веру в грядущие перемены: Теперь им выпал скудный жребий: Их дом стоит неосвещен, И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен! Пусть доживут свой век привычно — Нам жаль их сытость разрушать. Лишь чистым детям — неприлично Их старой скуке подражать.
Образ таинственной, непредсказуемой, но прекрасной России создается Блоком и в стихотворении “Русь”: Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне почивает Русь, Она и в снах необычайна, Ее одежды не коснусь.
России посвящено главное произведение Блока — неоконченная поэма “Возмездие” (1901 — 1921). Перед нами проходят эпизоды из российской истории — образы народовольцев, “огромного, водянистого” царя (Александра III), “Державного Основателя” (Петра I). Поэма пронизана лейтмотивом “возмездия” — ритмом мазурки, любимого танца угнетенной Польши.. . В строфе о Победоносцеве поэт называет его злым “колдуном”, “волшебником”, а Россию сравнивает с очарованной им спящей красавицей. Ожиданием перемен пронизано и стихотворение “Рожденные в года глухие... ”, посвященные 3.Н. Гиппиус. Блок осознает обреченность своего поколения, поколения детей “страшных лет России”, и призывает к обновлению: И пусть над нашим смертным ложем Взовьется с криком воронье, — Те, кто достойней, боже, боже, Да узрят царствие твое!
Предчувствия Блока сбылись: пришла Октябрьская революция. Он был первым, написавшим о ней большое произведение. Поэма “Двенадцать” подчеркнуто полифонична. В ней звучит, голос поэта, не принявшего революцию: — Предатели! — Погибла Россия!
Блок понимает, что прежней России больше нет, видит весь ужас происходящего на петроградских улицах: Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба!
Блок верит в глубокий исторический смысл происходящих событий и принимает революцию. Название поэмы символично: возникают иллюзии к Новому Завету: вспоминаются апостолы. В последней главке эти иллюзии подкрепляются неожиданным образом: впереди двенадцати красногвардейцев-апостолов идет Иисус Христос. Образ России у Блока чрезвычайно многогранен. Он тесно связан с другими важными мотивами его поэзии: мотивами любви, пути, возмездия, революции. В своей статье “Интеллигенция и революция” он писал: “России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой”.
...вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных.. .
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых.. .
Цикл “На поле Куликовом” целиком посвящен России. Уже в первом стихотворении встает тема пути, раскрывающаяся в двух планах и временном. Временной план представляет собой изображение исторического пути России:
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь.. .
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.. .
Восприятие родины поэтом всегда было обостренно-личностным. Он отходит от традиционного образа России-матери — в его стихах предстает совершенно неожиданный образ России-жены, возлюбленной, невесты: “О, Русь моя! Жена моя! ”. В стихотворении “Новая Америка” Россия названа “невестой”, а в стихотворении “Россия” любовь к родине сравнивается с любовью к женщине:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!
Россия в стихотворениях “Сытые” и “Фабрика” — это Россия социальных контрастов и противоречий, Россия “сытых” и “нищих”. В “Сытых” — непосредственном отклике на события русской революции 1905 года — Блок выражает веру в грядущие перемены:
Теперь им выпал скудный жребий:
Их дом стоит неосвещен,
И жгут им слух мольбы о хлебе
И красный смех чужих знамен!
Пусть доживут свой век привычно —
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям — неприлично
Их старой скуке подражать.
Образ таинственной, непредсказуемой, но прекрасной России создается Блоком и в стихотворении “Русь”:
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.
России посвящено главное произведение Блока — неоконченная поэма “Возмездие” (1901 — 1921). Перед нами проходят эпизоды из российской истории — образы народовольцев, “огромного, водянистого” царя (Александра III), “Державного Основателя” (Петра I). Поэма пронизана лейтмотивом “возмездия” — ритмом мазурки, любимого танца угнетенной Польши.. . В строфе о Победоносцеве поэт называет его злым “колдуном”, “волшебником”, а Россию сравнивает с очарованной им спящей красавицей. Ожиданием перемен пронизано и стихотворение “Рожденные в года глухие... ”, посвященные 3.Н. Гиппиус. Блок осознает обреченность своего поколения, поколения детей “страшных лет России”, и призывает к обновлению:
И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье, —
Те, кто достойней, боже, боже,
Да узрят царствие твое!
Предчувствия Блока сбылись: пришла Октябрьская революция. Он был первым, написавшим о ней большое произведение. Поэма “Двенадцать” подчеркнуто полифонична. В ней звучит, голос поэта, не принявшего революцию:
— Предатели!
— Погибла Россия!
Блок понимает, что прежней России больше нет, видит весь ужас происходящего на петроградских улицах:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!
Блок верит в глубокий исторический смысл происходящих событий и принимает революцию. Название поэмы символично: возникают иллюзии к Новому Завету: вспоминаются апостолы. В последней главке эти иллюзии подкрепляются неожиданным образом: впереди двенадцати красногвардейцев-апостолов идет Иисус Христос. Образ России у Блока чрезвычайно многогранен. Он тесно связан с другими важными мотивами его поэзии: мотивами любви, пути, возмездия, революции. В своей статье “Интеллигенция и революция” он писал: “России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой”.