в существующих многочисленных исследованиях творчества ф.м. достоевского роману «униженные и оскорблённые» отведено довольно скромное место. вопрос о сложнейшей нравственно-философской позиции писателя, воплощённой в его первом крупном романе, написанном после каторги ( остаётся открытым. в то же время важность и необходимость обращения к этому произведению в целях изучения идейных исканий и творческого пути ф.м. достоевского не вызывает сомнений.
в советском сложилась точка зрения, что в романе «униженные и оскорблённые» идея самозабвенной любви воплощается в образе наташи ихменевой: «её чувство не плотское влечение, а жертвенная любовь-страдание, её крест», а «влечение алексея к наташе предельно целомудренно» [1; 512]. формулировка этой любви оказывается разной:
любовь - жалость (в учебнике « второй половины 19в.» под ред. н.и. кравцова). согласно этой точке зрения «наташа – сильная, своеобразная натура ? …? полюбила алёшу за его слабость» [2; 447]. любовь - материнское чувство (« » под ред. г.к. щенникова, л.п. щенниковой). наташа испытывает «потребность защищать, ограждать «слабое сердце» от коварства и жестокости людей»[3; 87].
несмотря на возникшие противоречия, вызванные конкретикой в определении чувства главной героини, исследователи творчества ф.м. достоевского сходятся в одном - писатель изображает любовь. таков традиционный подход к трактовке темы любви в романе.
однако необходимо учитывать, что ф.м. достоевский рассматривает характеры и искания героев своих произведений, прежде всего в связи с христианской (православной) верой и высшим идеалом - богом. этот фактор предполагает и особое понимание любви в контексте христианской мысли, так как «вне православия достоевский постигнут быть не может» [4].
« как мальчик же я верую во христа и его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна " — такое признание можно прочитать в последней записной тетради ф.м. достоевского, - отмечает м.м. дунаев. - не в этих ли словах его — ключ к пониманию всего наследия писателя? нет сомнения. здесь ясное указание и на путь, и на итог пути, каким он прошёл в жизни» [4].
если рассматривать роман в свете христианской духовности, окажется, что отношение наташи – это, скорее, трагедия страсти, порождение болезни эгоизма, нежели любовь.
таким образом, возникают некоторые затруднения в разграничении понятий «страсть», «увлечение» и «истинная любовь», что неизбежно приводит к нивелировке граней между ними и, как следствие, искажённому представлению о любви.
на основе анализа текстов богословов (отец константин пархоменко
« глазами церкви» [5]) и беседы со священником свято – троицкой церкви (г. армавир), отцом павлом калининым, мы попытались описать признаки любви и влюблённости:
действенным, на наш взгляд, будет являться сопоставительный анализ, иллюстрирующий проявление страсти,- чувства, порождаемого инстинктом, и любви, исцеляющей и , суть которой представлена в библии:
«любовь долготерпит, милосердствует,
любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…»
гринев: любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. готов отдать жизнь за неё. рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. наконец, не называет её имя на следствии, не желая впутывать машу в разбирательство.
швабрин: описывает машу “совершенною дурочкою”, клевещет на неё. держит взаперти, морит голодом. и в последний момент выдаёт пугачёву.
гринёв влюбляется в машу и пишет стихи, посвящённые ей. эти стихи он показал швабрину, а тот раскритиковал и посмеялся над этими стихами: "тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих, каждое слово, издеваясь надо мною самым колким образом ". всё дело в том, что швабрин тоже влюблён в машу. но разве может позволить себе любящий человек сказать " маша миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег " ?
в существующих многочисленных исследованиях творчества ф.м. достоевского роману «униженные и оскорблённые» отведено довольно скромное место. вопрос о сложнейшей нравственно-философской позиции писателя, воплощённой в его первом крупном романе, написанном после каторги ( остаётся открытым. в то же время важность и необходимость обращения к этому произведению в целях изучения идейных исканий и творческого пути ф.м. достоевского не вызывает сомнений.
в советском сложилась точка зрения, что в романе «униженные и оскорблённые» идея самозабвенной любви воплощается в образе наташи ихменевой: «её чувство не плотское влечение, а жертвенная любовь-страдание, её крест», а «влечение алексея к наташе предельно целомудренно» [1; 512]. формулировка этой любви оказывается разной:
любовь - жалость (в учебнике « второй половины 19в.» под ред. н.и. кравцова). согласно этой точке зрения «наташа – сильная, своеобразная натура ? …? полюбила алёшу за его слабость» [2; 447]. любовь - материнское чувство (« » под ред. г.к. щенникова, л.п. щенниковой). наташа испытывает «потребность защищать, ограждать «слабое сердце» от коварства и жестокости людей»[3; 87].
несмотря на возникшие противоречия, вызванные конкретикой в определении чувства главной героини, исследователи творчества ф.м. достоевского сходятся в одном - писатель изображает любовь. таков традиционный подход к трактовке темы любви в романе.
однако необходимо учитывать, что ф.м. достоевский рассматривает характеры и искания героев своих произведений, прежде всего в связи с христианской (православной) верой и высшим идеалом - богом. этот фактор предполагает и особое понимание любви в контексте христианской мысли, так как «вне православия достоевский постигнут быть не может» [4].
« как мальчик же я верую во христа и его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна " — такое признание можно прочитать в последней записной тетради ф.м. достоевского, - отмечает м.м. дунаев. - не в этих ли словах его — ключ к пониманию всего наследия писателя? нет сомнения. здесь ясное указание и на путь, и на итог пути, каким он прошёл в жизни» [4].
если рассматривать роман в свете христианской духовности, окажется, что отношение наташи – это, скорее, трагедия страсти, порождение болезни эгоизма, нежели любовь.
таким образом, возникают некоторые затруднения в разграничении понятий «страсть», «увлечение» и «истинная любовь», что неизбежно приводит к нивелировке граней между ними и, как следствие, искажённому представлению о любви.
на основе анализа текстов богословов (отец константин пархоменко
« глазами церкви» [5]) и беседы со священником свято – троицкой церкви (г. армавир), отцом павлом калининым, мы попытались описать признаки любви и влюблённости:
влюблённость эгоизм
влюбляются «за что-то» пылкость чувств страсть
ослепление
любовь это чувство вечно
любят «ни за что»
терпение духовное единение жертвенность (самопожертвование)
действенным, на наш взгляд, будет являться сопоставительный анализ, иллюстрирующий проявление страсти,- чувства, порождаемого инстинктом, и любви, исцеляющей и , суть которой представлена в библии:
«любовь долготерпит, милосердствует,
любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…»
отношение к маше мироновой:
гринев: любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. готов отдать жизнь за неё. рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. наконец, не называет её имя на следствии, не желая впутывать машу в разбирательство.
швабрин: описывает машу “совершенною дурочкою”, клевещет на неё. держит взаперти, морит голодом. и в последний момент выдаёт пугачёву.
гринёв влюбляется в машу и пишет стихи, посвящённые ей. эти стихи он показал швабрину, а тот раскритиковал и посмеялся над этими стихами: "тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих, каждое слово, издеваясь надо мною самым колким образом ". всё дело в том, что швабрин тоже влюблён в машу. но разве может позволить себе любящий человек сказать " маша миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег " ?