Анализ стихотворения Твардовского «Июль – макушка лета… »
(1 вариант)
В стихотворении А. Т. Твардовского «Июль – макушка лета» дан лирический образ середины лета, когда природа живет полной жизнью. В произведении создана атмосфера беззаботного счастья, веселья. Поэт перечисляет значимые приметы июля, которые соотносятся с народным календарем: «дневная убыль света» , «отстукала кукушка прощальный свой привет» , сбор липового цвета.
Лирическое произведение написано трехстопным ямбом, который придает всему стихотворению четкость, предельную ясность.
Особую роль играет у А. Т. Твардовского произнесение слов. Используемый прием звукописи передает звуки июля – середины лета:
А с липового цвета Считай, что песня спета, Считай, пол-лета нет, – Июль – макушка лета.
Поэтом используется народная лексика: «макушка лета» , «скрытнейшей из примет» , «песня спета» , «пол-лета» . Повелительное наклонение употребляемых глаголов передает игривое настроение лирического героя. Голос кукушки передан в стихотворении следующим образом:
Ку-ку, ку-ку, – макушка, – Отстукала кукушка Прощальный свой привет.
Рефреном лирического произведения стала строчка «Июль – макушка лета» , обрамляющая стихотворение и придающая ему песенный характер.
(2 вариант)
Почему поэт не начал словами «Июль – середина лета» ? Наверное, потому что так слишком просто, обычно. Так можно было бы сказать «прозой» , а не «стихами» . А потом выражение «Июль – макушка лета» – народное наблюдение.
В тексте стихотворения слово «макушка» обыгрывается кукушкой, это она прокуковала слово «макушка» . Больше всего она кукует весной, а чем ближе к середине лета, тем реже раздается ее голос.
Попробуем воссоздать образ «макушки» , как он возник в сознании людей, придумавших поговорку. Представим себе, что с начала июня лето раскачивается, поднимается, набирает силы, берет разгон, как человек, поднимающийся в гору: он бережет силы, чтобы суметь дойти до вершины, он предчувствует радость ее преодоления и отдых на той стороне горы, так как спускаться легче, чем подниматься. Но вот он достиг «макушки» – верхушки. Много труда положил, можно и отдохнуть на спуске, а радости меньше, потому что приключение кончается. Причем если в гору мы идем медленно, то с горы ноги почти бегут. Летние деньки в августе бегут так же быстро.
О том, что июль – середина лета, напомнила поэту какая-то газета, но газете не всегда можно верить, а вот то, что дни становятся короче («дневного убыль света» ) – верная примета, а потрясающей красоты цветущая липа, распространяющая вокруг себя нежнейшее благоухание, стала символом середины лета.
А с липового цвета, Считай что песня спета, Считай, пол-лета нет, – Июль – макушка лета.
Стихотворение А. Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему люди («напомнила газета») , время («дневного убыль света») , лесная птица («отстукала кукушка» ) и цветущее дерево («с липового цвета») . И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай» , он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет» .
Пол-лета, конечно, уже нет, но ведь и пол-лета впереди.
1.В названии произведения - основной его конфликт, невольно встает вопрос: почему в названии «Песни… » имя царя Ивана Васильевича стоит первым, опричника – вторым, купца - третьим? Согласно социальной градации: Царь – его приближенные – его подопечные. 2/Завязка — пир у Ивана Грозного/Кульминация — бой Калашникова с Кирибеевичем. Развязка — казнь Калашникова. Эпилогом можно считать строфу, в которой говорится о том, какую память оставил Степан Парамонович в народе. Своеобразной экспозицией можно назвать зачин поэмы. Своевольный герой Кирибеевич должен быть непременно наказан, и он чувствует справедливость грядущего возмездия. Это наказание осуществляется не властью провидения, и не одной лишь волею Калашникова, вставшего на защиту чести. Он наказывается силою совести. Кирибеевич не лишен морального сознания, он почувствовал смущение перед роковым поединком и был сражен. Калашников в народном сознании прав. Высокая доблесть, человеческое достоинство Калашникова, нравственное превосходство его над незаурядным противником Кирибеевичем утверждаются не только всей силой образа «удалого купца» , но и в заключительной части «Песни… » о той безотчетной людской памяти и сочувствии, которым народ окружил его безымянную могилу на распутье больших трех дорог. В результате справедливое наказание купцом Калашниковым необузданного опричника Кирибеевича, Иван Васильевич воспринимает как вызов ему самому. Ведь пошли против его любимого опричника, а значит против царской воли. Поэтому и история конфликта между двумя молодыми людьми заканчивается трагически. 3. Защита чести семьи и человеческого достоинства к бесстрашному протесту и борьбе в условиях жесточайшей опричнины. Образ человека, борющегося за справедливость (давняя лермонтовская тема мстителя). 4.Лермонтов в поступках Ивана уже Грозного отражает прежде всего столкновение между условиями исторического развития России и нереализованными возможностями русского царя как исторического деятеля, умеющего тонко, дипломатично решать важные государственные вопросы. Быть выдержанным. Стойким, несмотря ни на какие провокации. 5.Произведение «Песня про купца Калашникова» пронизано народной поэтикой. Оно представляет собой отражение и воспроизведение поэтом стиля народной поэзии – ее мотивов, образов, красок, приемов песенного народного творчества. В 1862-1864 годах поэму иллюстрировал В. Г. Шварц. В 1868 году выразительные иллюстрации к «Песне… » нарисовал И. Е. Репин, в 1888 году — М. В. Нестеров. В начале XX века образы поэмы воспроизвел Б. М. Кустодиев, в 30-е годы того же века изящную стилизацию создал И. Я. Билибин. Декоративность рисунка художника не противоречит реалистической трактовке образов произведения Лермонтова. На сюжет «Песни… » написана опера А. Г. Рубинштейна «Купец Калашников». Отрывки из поэмы «Над Москвой великой…» , «Заря над Москвой» , «Ох ты гой еси… » были положены на музыку. Тематика отрывков — прославление Москвы — сердца России и близость их по своей структуре народной песне обусловливают такой выбор.
(1 вариант)
В стихотворении А. Т. Твардовского «Июль – макушка лета» дан лирический образ середины лета, когда природа живет полной жизнью. В произведении создана атмосфера беззаботного счастья, веселья. Поэт перечисляет значимые приметы июля, которые соотносятся с народным календарем: «дневная убыль света» , «отстукала кукушка прощальный свой привет» , сбор липового цвета.
Лирическое произведение написано трехстопным ямбом, который придает всему стихотворению четкость, предельную ясность.
Особую роль играет у А. Т. Твардовского произнесение слов. Используемый прием звукописи передает звуки июля – середины лета:
А с липового цвета
Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет, –
Июль – макушка лета.
Поэтом используется народная лексика: «макушка лета» , «скрытнейшей из примет» , «песня спета» , «пол-лета» . Повелительное наклонение употребляемых глаголов передает игривое настроение лирического героя. Голос кукушки передан в стихотворении следующим образом:
Ку-ку, ку-ку, – макушка, –
Отстукала кукушка
Прощальный свой привет.
Рефреном лирического произведения стала строчка «Июль – макушка лета» , обрамляющая стихотворение и придающая ему песенный характер.
(2 вариант)
Почему поэт не начал словами «Июль – середина лета» ? Наверное, потому что так слишком просто, обычно. Так можно было бы сказать «прозой» , а не «стихами» . А потом выражение «Июль – макушка лета» – народное наблюдение.
В тексте стихотворения слово «макушка» обыгрывается кукушкой, это она прокуковала слово «макушка» . Больше всего она кукует весной, а чем ближе к середине лета, тем реже раздается ее голос.
Попробуем воссоздать образ «макушки» , как он возник в сознании людей, придумавших поговорку. Представим себе, что с начала июня лето раскачивается, поднимается, набирает силы, берет разгон, как человек, поднимающийся в гору: он бережет силы, чтобы суметь дойти до вершины, он предчувствует радость ее преодоления и отдых на той стороне горы, так как спускаться легче, чем подниматься. Но вот он достиг «макушки» – верхушки. Много труда положил, можно и отдохнуть на спуске, а радости меньше, потому что приключение кончается. Причем если в гору мы идем медленно, то с горы ноги почти бегут. Летние деньки в августе бегут так же быстро.
О том, что июль – середина лета, напомнила поэту какая-то газета, но газете не всегда можно верить, а вот то, что дни становятся короче («дневного убыль света» ) – верная примета, а потрясающей красоты цветущая липа, распространяющая вокруг себя нежнейшее благоухание, стала символом середины лета.
А с липового цвета,
Считай что песня спета,
Считай, пол-лета нет, –
Июль – макушка лета.
Стихотворение А. Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему люди («напомнила газета») , время («дневного убыль света») , лесная птица («отстукала кукушка» ) и цветущее дерево («с липового цвета») . И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай» , он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет» .
Пол-лета, конечно, уже нет, но ведь и пол-лета впереди.