«ДЕДАЛ И ИКАР»
Прочитай текст и выполни задания 1-15
Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал. О нем рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются. Для своей работы Дедал сам придумал и сделал инструменты и научил людей пользоваться ими; им были изобретены топор и бурав. Дедал показал строителям зданий, как проверять - камнем на нитке, - правильно ли они кладут стены.
У этого великого художника был племянник Талос, он художнику в мастерской и учился у него искусствам. Уже в ранней юности поражал он всех своим талантом и изобретательностью. Рассматривая однажды плавники рыбы, он догадался сделать пилу; придумал циркуль, чтобы чертить правильный круг; вырезал из дерева круг, заставил его вращаться и стал лепить на нем глиняную посуду - горшки, кувшины и круглые чаши.
Можно было предвидеть, что Талос далеко превзойдет своего учителя. Дедал завидовал племяннику и решил убить его. Однажды Дедал стоял с Талосом на высоком афинском Акрополе у самого края скалы. Никого не было кругом. Увидев, что они одни, Дедал столкнул племянника со скалы. Юноша разбился. Дедал поднял тело Талоса и хотел уже тайно зарыть его в землю, но застали Дедала афиняне, когда он рыл могилу. Злодеяние Дедала открылось. Ареопаг присудил его к смерти от смерти, Дедал сбежал на Крит к могущественному царю Миносу, который охотно принял под свою защиту великого художника Греции.
Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита. Он выстроил для него знаменитый Лабиринт с такими запутанными ходами, что, раз войдя в него, невозможно было найти выход. Там Минос заключил сына жены своей Пасифаи, кровожадного царевича Минотавра.
Много лет жил Дедал у Миноса. Не хотел отпускать его царь с Крита, только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника держал Минос Дедала на Крите. Дедал долго думал, как бежать ему, и наконец нашел освободиться от критской неволи.
Набрал Дедал птичьих перьев, скрепил их воском и сделал себе и сыну крылья, чтобы улететь из ненавистного им плена.
Ранним утром перед отлетом Дедал сказал Икару: "Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не поднимайся и близко к солнцу: жара может растопить воск, и разлетятся перья. За мной лети, не отставай от меня".
Отец с сыном надели крылья на руки и легко понеслись. Те, кто видел их полет высоко над землей, думали, что это два бога несутся по небесной лазури. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын. Они миновали уже острова Делос, Парос и летят все дальше и дальше.
Икар забыл наставления отца, он не летел уже следом за ним. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко в небо, к лучезарному солнцу. Палящие лучи растворили воск, скреплявшей перья, выпали они и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.
А Дедал добрался до Сицилии и прожил там в печали и скорби до самой старости. Последние же годы жизни провел он на родине, в Афинах; там стал он родоначальником Дедалидов, славного рода афинских художников.
Но люди запомнили первый полет Дедала и Икара, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о небесных дорогах.
5
Что придумал Талос, глядя на рыб?
1.Гребень
2.Пилу
3.Веер
4.Опахало
6
Почему Дедал не мог покинуть остров Крит с каким-нибудь отплывающим кораблём? Отметь ответ и приведи его обоснование, используя текст.
К острову было разрешено приближаться только судам, которыми владел Минос
Дедал был ограничен в свободе передвижения
У Дедала было много нереализованных идей для царя Миноса
7
Почему статуи Дедала казались живыми? Обведи ответ.
1.Вращались на подставке
2.Изображались динамично, в движении
3.Двигались при особого механизма
4.Были сделаны из гибкого материала
Юра решительно вскочил с дивана, вырвал из тетради лист бумаги и стал писать:
«ПЛАН ДЕЙСТВИЙ № 1
1. Начать новую жизнь (с понедельника).
2. Ежедневно вставать в 6 часов 15 минут.
3. Купить гантели и делать зарядку с последующим обливанием ледяной водой.
4. Исправить двойку по немецкому и изучить ещё два иностранных языка.
5. Приходить в школу за 10 минут до прихода учителя.
6. ответить бабушке на письмо.
7. Выяснить, почему поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Юра отложил авторучку и внимательно изучил план. Хоть пунктов получилось маловато, он всё же остался доволен:
— Ну, что ж, доживём до понедельника!
... В понедельник Юра опоздал в школу. Нет, он не проспал. Наоборот, встал на полчаса раньше, чтобы начать новую жизнь. По плану. Но легко сказать: «По плану»! А где он?
На столе его не было, на диване тоже. Юра искал его под кроватью, на шкафу, перевернул всю комнату — никаких результатов: «План действий № 1» как сквозь землю провалился!
«Ничего, — успокоил себя Юра, — трудности только закаляют силу воли!»
Он решительно вырвал из тетради лист бумаги и написал:
«ПЛАН ДЕЙСТВИЙ № 2
1. Найти «План действий № 1».
2. Начать новую жизнь (со следующего понедельника)».