ДОВОЛЬНО Воспользуйтесь текстом. Запишите свой ответ на вопрос.
С какой целью автор упоминает картину В. Поленова и стихи А. С. Пушкина?
Запишите свой ответ.
Какая ещё «булошная», или Зачем нужны варианты произношения?
В русском языке много непростых слов, написание которых требует разъяснений. На что уж словарь – на все вопросы ответчик, но и в нём одни оговорки. В орфоэпических словарях, например, редкое слово обходится без вариативного произношения. Зачем, спрашивается, нужны эти самые варианты? Чтобы посильнее запутать говорящих?
Возьмём существительное «булочная». В орфоэпическом словаре И. Л. Резниченко, как и в других авторитетных изданиях, предлагаются два равнозначных произносительных варианта: «булочная (чн)» и «булошная (шн)». Заметим, что союз «и» в словарной помете подчёркивает «равноправие» обеих фонетических моделей. Но позвольте, ведь мы сегодня слышим «булошная», «прачешная», «сливошный» от людей пожилых, тогда как молодёжь вообще игнорирует такое произношение. Почему же лексикографы упорно не желают забыть старую, лингвистически неконкуренто «булошную»?
Прежде чем ответить на этот вопрос, попробуем для начала проследить, как в судьбе слова «булочная» отражается наша культурная традиция.
Среди прочих у языка есть так называемая аккумулятивная функция, то есть накопительная. Язык хранит и преобразует информацию, его кладовые бездонны, его гигабайты неисчислимы. Языковые знаки можно читать как матрицу. И неприметное, казалось бы, слово «булочная» – один из ключей к информационному коду.
Ещё в XIX веке в русском языке главенствовало старомосковское произношение, тяготевшее, кроме всего прочего, к смягчению звука «ж» (дожжь), звука «р» (перьвый), к произношению «кий» как «кой» в окончаниях прилагательных (Мусоргской, чуткой), к фонетическому истолкованию «чн» как «шн» (што, конешно). И вариант «булошная» – как раз из этого ряда.
Старомосковское произношение не только смягчает отдельные согласные, но и перекидывает мостик в . В нём отражаются самовары – непременный атрибут неторопливых замоскворецких купеческих бесед, слышится размеренное поскрипывание усадебных калиток. В Москве в сохранившихся районах старой застройки окна смотрят, как правило, во дворы и дворики, Москва словно погружена в себя. В былые времена Москву любили за то, что она была уютная, домашняя. По картине В. Д. Поленова «Московский дворик» нетрудно представить, насколько неторопливый ритм жизни столицы отличался от нынешнего, что накладывало отпечаток на весь стиль жизни города. Московский говор мягче, протяжнее, он более нетороплив.
Петербургский говор более динамичен, чем московский, он стремится поспеть за временем и даже опередить его, показывает открытость к переменам.
Люблю тебя, Петра творенье!
Люблю твой строгий, стройный вид!
Таким видел А. С. Пушкин Санкт-Петербург, который изначально строился по плану, по европейским канонам, рос ансамблями. И говор питерский строгий, чёткий, определённый. Слова здесь традиционно произносят так, как они пишутся (первый, дождь, что… и та же самая булочная).
Две столицы – два мировоззрения. Слово «булочная/булошная» существует в двух вариантах. Когда-нибудь один из них, как это уже не раз случалось в истории языка, победит, но пока слово, о котором мы говорим, в полной мере выражает диалектику языка, а значит, и жизни.
Ну и для чего сегодняшнему горожанину знать обо всех этих тонкостях? А для того, в первую очередь, чтобы уметь считывать хранимую в языке информацию о родной истории, культуре, об эволюции человеческих отношений
Я думаю, победитель – это тот человек, который преодолевает себя и не останавливается перед разными жизненными трудностями. Конечно, сразу вспоминаются герои военных действий. Но победителем можно считать не только того, кто поразил мир своим подвигом, осуществил победу, сокрушив врага. Человек, преодолевший самого себя – уже победитель. Подтверждение этих мыслей можно найти в художественной литературе.
Герой произведения М. Булгакова «Полотенце с красным петухом», будучи врачом, совершил немаловажный поступок – сделал сложную операцию, хотя был велик риск неудачного исхода. Внутренний голос убеждал доктора отказаться от попытки девушку с раздробленной ногой. Но врач, несмотря на сомнения, выполнил свой долг, прооперировав пациентку. Благодаря смелости хирурга пострадавшая девушка осталась жива. Он победил свои страхи, преодолел себя. Доктора смело можно назвать победителем.
В произведении Б. Васильева «А зори здесь тихие» мы видим человека, проявившего волевые качества в тяжелых военных условиях. Раненый старшина, похоронив последнюю из бывших с ним девушек-зенитчиц, отправился на поиски немцев для того, чтобы отомстить им. Федот Евграфыч, превозмогая боль и усталость, даже не допустил мысли о том, что он может сдаться врагу. Приложив последние усилия, он взял в плен фашистов, поразил их своей храбростью и патриотизмом. Старшина Васков – победитель, потому что он, не обращая внимания на свою рану и физическую слабость, не упал духом и продолжил бороться с захватчиками.
Порассуждав таким образом, я повторно убедился в том, что победителем можно назвать человека, проявившего волевые качества в разных условиях: и в мирное время, и в военное.