E 3. Расположите иллюстрации к поэме (см. цветную вклейку), прону- меровав их в хронологической последовательности. Подпишите их соответствующими строками из поэмы. признаки
А3. Назовите основной мотив в творчестве М. Ю. Лермонтова. 3. одиночество.
А4. Какой эпиграф предпослан поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? 2. «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».
А5. Определите жанр произведения Н. В. Гоголя «Ревизор» 3. комедия.
А6. Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе? 1. ремарка .
А7. Каков тип композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»? 1. рассказ в рассказе.
А8. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»? 2. проблема чести, долга и милосердия.
А9. Ниже приведено высказывание одного из героев пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»: «На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах…». Кому принадлежат эти слова? 3. Хлестакову.
А10. Действие повести И. С. Тургенева «Ася» происходит 3. в Германии.
А11.Чей это портрет? «Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.» 2. Пугачёва.
А12. Герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»: 3. собирательный образ.
А13. Определите, из какого произведения взят следующий отрывок. годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь… а вот фамилии учителя …никто в Овсянке вспомнить не может. Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! 2. В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».
А14. Назовите жанр произведения А. И. Куприна «Куст сирени»» 4. рассказ .
Часть 2.
В1. Как называется картина природы в художественном произведении? ответ:Пейзаж.
В2. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения Ф. И. Тютчева: Ещё природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась…. Укажите художественный приём, использованный поэтом. ответ:Олицетворение.
В3. Определите авторство стихотворного отрывка. И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнёт ковыль… ответ:А.Блок.
В4. Укажите приём, использованный М. Ю. Лермонтовым в стихотворении «Тучи» (1840): Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. ответ:Сравнение.
В5. Определите размер стихотворения: Поле зыблется цветами… В небе льются света волны… Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны. ответ:Хорей.
В6. Как называется литературный жанр драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим? ответ:Комедия.
В7. Назовите трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге. ответ:Дактиль.
В8. Укажите, какой художественный приём использовал А. А. Фет в выделенных словосочетаниях. Снова птицы летят издалёка К берегам, расторгающим лёд, Солнце тёплое ходит высоко И душистого ландыша ждёт. ответ: Эпитеты.
В10. Определите авторство приведённого отрывка. Переправа, переправа… Пушки бьют в кромешной мгле. Бой идёт святой и правый, Смертный бой не ради славы – Ради жизни на земле. ответ:А.Твардовский.
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — произведение романтическое, и, как во всяком произведении этого направления, пейзаж занимает в нем одно из главных мест. Тем самым автор выражает свои взгляды на соотношение мира природы и мира людей. С одной стороны, и человек, и природа изображены Лермонтовым традиционно-романтически: яркая, экзотическая природа, неукротимая и свободная, соответствующая внутреннему миру главного героя, и мир людей — чуждый герою, отнимающий у него свободу, обрекающий на физическую гибель. В этом можно увидеть влияние модной в то время философии о «естественном человеке» , сталкивающемся с губительной силой цивилизации. Но в лермонтовской поэме оказывается невозможным и возвращение человека к «естественному» состоянию. Он представитель иного, людского, «царства» и не может уже жить по законам природы. То есть лермонтовский взгляд на соотношение человека и природы более противоречив и глубок, чем традиционный. Итак, человек и природа — два особых мира, существующих одновременно и в гармонии, и в противоборстве, и это одна из центральных тем поэмы «Мцыри» .
Немного лет тому назад
Там, где сливался, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь... .
Мир, спокойствие в этих словах. Даже бурные реки текут, обнявшись, «будто две сестры» . Вскоре в монастырь привозят мальчика, который
...был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Сравнение с серной дает понять, что это дитя не приживется в обители. Серна — символ свободы, вольной жизни. И все же Мцыри постепенно привыкает к «плену» . «Он уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет» , но тут происходит событие, изменившее предопределенную жизнь юноши. Мцыри не может жить спокойно, он грустит по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски по «стороне своей родной» . Он решается на побег. И не случайно он исчезает из обители «осенней ночью» . У романтиков ночь — символ тяжелой, мучительной жизни человека, одинокого, лишенного друзей и защиты, символ опасностей и вражды. «Темный лес» закрывает ему путь на родину. Побег — шаг в неизведанный мир. Что ждет там Мцыри? Это «чудный мир тревог и битв» , о котором герой мечтал с детства, в который вырвался «от келий душных и молитв» . Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, «где люди вольны, как орлы» . Утром он увидел то, к чему стремился: «пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев» . Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Для него деревья — это «братья в пляске круговой» , горные хребты —в «объятьях каменных» . Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе.
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев... .
Лермонтов наделяет героя поэмы собственной тонко видеть, понимать, любить природу и в этом находить радость бытия. Мцыри отдыхает после мрака монастыря, наслаждается природой. В это утро он повстречал молодую девушку. Тот, кто понимать красоту природы, умеет ценить и понимать красоту вообще, человеческую в частности. Поэтому Мцыри говорит, что юная грузинка была «стройна как тополь, царь ее полей» . Она жила в маленькой сакле. Герой хотел войти туда, «но не смел» . Он отправился в путь, поскольку «цель одну, пройти в родимую страну имел в душе» . Его компасом были горы. Вдруг Мцыри «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал» . Он был в отчаянии. Тот лес, красотой деревьев, пением птиц которого он наслаждался вчера, становился «страшней и гуще каждый час» . «Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота» . Эта гипербола передает ужас Мцыри, оказавшегося теперь уже во враждебной ему стихии. Гармония человека и природы разрушена. Кульминацией выступает сцена смертельной схватки человека с барсом.
А1. Определите жанр произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
1. роман.
А2. Укажите фамилию коменданта Белогорской крепости, казненного Пугачевым (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
2. капитан Миронов.
А3. Назовите основной мотив в творчестве М. Ю. Лермонтова.
3. одиночество.
А4. Какой эпиграф предпослан поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
2. «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».
А5. Определите жанр произведения Н. В. Гоголя «Ревизор»
3. комедия.
А6. Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?
1. ремарка .
А7. Каков тип композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»?
1. рассказ в рассказе.
А8. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?
2. проблема чести, долга и милосердия.
А9. Ниже приведено высказывание одного из героев пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»:
«На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах…».
Кому принадлежат эти слова?
3. Хлестакову.
А10. Действие повести И. С. Тургенева «Ася» происходит
3. в Германии.
А11.Чей это портрет?
«Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.»
2. Пугачёва.
А12. Герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»:
3. собирательный образ.
А13. Определите, из какого произведения взят следующий отрывок.
годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь… а вот фамилии учителя …никто в Овсянке вспомнить не может. Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»!
2. В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».
А14. Назовите жанр произведения А. И. Куприна «Куст сирени»»
4. рассказ .
Часть 2.
В1. Как называется картина природы в художественном произведении?
ответ:Пейзаж.
В2. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения Ф. И. Тютчева:
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась….
Укажите художественный приём, использованный поэтом.
ответ:Олицетворение.
В3. Определите авторство стихотворного отрывка.
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль…
ответ:А.Блок.
В4. Укажите приём, использованный М. Ю. Лермонтовым в стихотворении «Тучи» (1840):
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
ответ:Сравнение.
В5. Определите размер стихотворения:
Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.
ответ:Хорей.
В6. Как называется литературный жанр драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим?
ответ:Комедия.
В7. Назовите трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.
ответ:Дактиль.
В8. Укажите, какой художественный приём использовал А. А. Фет в выделенных словосочетаниях.
Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
ответ: Эпитеты.
В9. Противопоставление образов, картин, слов, понятий.
ответ:Антитеза.
В10. Определите авторство приведённого отрывка.
Переправа, переправа…
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идёт святой и правый,
Смертный бой не ради славы –
Ради жизни на земле.
ответ:А.Твардовский.
ответ:Единство человека и природы в поэме «Мцыри»
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — произведение романтическое, и, как во всяком произведении этого направления, пейзаж занимает в нем одно из главных мест. Тем самым автор выражает свои взгляды на соотношение мира природы и мира людей. С одной стороны, и человек, и природа изображены Лермонтовым традиционно-романтически: яркая, экзотическая природа, неукротимая и свободная, соответствующая внутреннему миру главного героя, и мир людей — чуждый герою, отнимающий у него свободу, обрекающий на физическую гибель. В этом можно увидеть влияние модной в то время философии о «естественном человеке» , сталкивающемся с губительной силой цивилизации. Но в лермонтовской поэме оказывается невозможным и возвращение человека к «естественному» состоянию. Он представитель иного, людского, «царства» и не может уже жить по законам природы. То есть лермонтовский взгляд на соотношение человека и природы более противоречив и глубок, чем традиционный. Итак, человек и природа — два особых мира, существующих одновременно и в гармонии, и в противоборстве, и это одна из центральных тем поэмы «Мцыри» .
Немного лет тому назад
Там, где сливался, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь... .
Мир, спокойствие в этих словах. Даже бурные реки текут, обнявшись, «будто две сестры» . Вскоре в монастырь привозят мальчика, который
...был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Сравнение с серной дает понять, что это дитя не приживется в обители. Серна — символ свободы, вольной жизни. И все же Мцыри постепенно привыкает к «плену» . «Он уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет» , но тут происходит событие, изменившее предопределенную жизнь юноши. Мцыри не может жить спокойно, он грустит по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски по «стороне своей родной» . Он решается на побег. И не случайно он исчезает из обители «осенней ночью» . У романтиков ночь — символ тяжелой, мучительной жизни человека, одинокого, лишенного друзей и защиты, символ опасностей и вражды. «Темный лес» закрывает ему путь на родину. Побег — шаг в неизведанный мир. Что ждет там Мцыри? Это «чудный мир тревог и битв» , о котором герой мечтал с детства, в который вырвался «от келий душных и молитв» . Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, «где люди вольны, как орлы» . Утром он увидел то, к чему стремился: «пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев» . Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Для него деревья — это «братья в пляске круговой» , горные хребты —в «объятьях каменных» . Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе.
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев... .
Лермонтов наделяет героя поэмы собственной тонко видеть, понимать, любить природу и в этом находить радость бытия. Мцыри отдыхает после мрака монастыря, наслаждается природой. В это утро он повстречал молодую девушку. Тот, кто понимать красоту природы, умеет ценить и понимать красоту вообще, человеческую в частности. Поэтому Мцыри говорит, что юная грузинка была «стройна как тополь, царь ее полей» . Она жила в маленькой сакле. Герой хотел войти туда, «но не смел» . Он отправился в путь, поскольку «цель одну, пройти в родимую страну имел в душе» . Его компасом были горы. Вдруг Мцыри «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал» . Он был в отчаянии. Тот лес, красотой деревьев, пением птиц которого он наслаждался вчера, становился «страшней и гуще каждый час» . «Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота» . Эта гипербола передает ужас Мцыри, оказавшегося теперь уже во враждебной ему стихии. Гармония человека и природы разрушена. Кульминацией выступает сцена смертельной схватки человека с барсом.