Методика преподавания литературы как наука существует более двухсот лет. Но и сегодня дискутируется во о её содержании и задачах. Ряд педагогов считает, что методика преподавания того или другого предмета, а литературы в особенности, не столько наука сколько искусство. Успех преподавания, отмечают они, определяется личными учителя, отсутствие которых не возмещается знанием методики: нужны лишь знания самого предмета и любовь к нему, а педагогический талант и практический опыт обеспечат высокое качество преподавания.
С этим нельзя согласиться, так как ни одна профессия, в том числе и педагогическая, не может развиваться и совершенствоваться, рассчитывая только на талант. На наш взгляд, следует говорить о мастерстве, о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении, решает во мастерство, основанное на умении, на квалификации.
В процессе обучения и воспитания большое значение имеет личность учителя, его человеческие качества, мировоззрение, любовь к своему предмету и к детям, увлечённость профессией, постепенное систематическое накопление опыта преподавания.
Любая наука имеет право на существование как отдельная, самостоятельная отрасль знания при наличии трёх условий:
1. предмета исследования, который не изучается ни одной другой наукой;
2. общественной необходимости исследования данного предмета;
3. специфических методов научного исследования.
Основная задача методики преподавания литературы как науки - открытие закономерностей этого процесса, которые не сводятся ни к закономерностям литературоведческим, ни к закономерностям дидактическим и психологически
Тема: Образ природы. Тема рока в повести. Подготовка к сочинению.
Цели: Выявление символического значения образа Рейна в повести как реки жизни и одновременно реки забвения; смысла роковых предзнаменований, художественной идеи произведения, проявляющейся в утверждении невозможности слияния гармонически уравновешенной культуры и тревожной красоты необузданной стихии, равнозначной самой природе, которая нежно люби т и убивает.
Формирование навыка исследовательской работы с текстом и с материалами учебника, выразительного чтения, развитие коммуникативных учащихся.
Формирование нравственно-эстетических представлений в процессе выявления символического значения деталей и образов повести.
Ход урока.
II Работа над темой.
Слово учителя.
- Образ Аси всё более раскрывается, потому что в ней являет себя стихийное, природное начало. Женщины. По философским взглядам И.С. Тургенева, ближе природе, потому что их натура имеет эмоциональную (душевную) доминанту, в то время как мужская – интеллектуальную (духовную). Если мужчину природная стихия захватывает извне (т.е. он противостоит ей), то через женщину она непосредственно выражает себя. «Неведомые силы», присущие всякой женщине, в некоторых находят своё полнейшее выражение. Поразительная многоликость и живость Аси, неотразимая прелесть , свежесть и страстность проистекают именно отсюда.
Природа в повести также изображается в постоянной смене состояний и настроений. Она томит, властно вторгается в душу, как будто задевает её тайные струны, тихо, но властно шепчет о счастье: «Воздух так и ластился к лицу, и липы пахли так сладко, что грудь поневоле всё глубже и глубже дышала». Особый смысл приобретает образ Рейна в повести.
Методика преподавания литературы как наука существует более двухсот лет. Но и сегодня дискутируется во о её содержании и задачах. Ряд педагогов считает, что методика преподавания того или другого предмета, а литературы в особенности, не столько наука сколько искусство. Успех преподавания, отмечают они, определяется личными учителя, отсутствие которых не возмещается знанием методики: нужны лишь знания самого предмета и любовь к нему, а педагогический талант и практический опыт обеспечат высокое качество преподавания.
С этим нельзя согласиться, так как ни одна профессия, в том числе и педагогическая, не может развиваться и совершенствоваться, рассчитывая только на талант. На наш взгляд, следует говорить о мастерстве, о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении, решает во мастерство, основанное на умении, на квалификации.
В процессе обучения и воспитания большое значение имеет личность учителя, его человеческие качества, мировоззрение, любовь к своему предмету и к детям, увлечённость профессией, постепенное систематическое накопление опыта преподавания.
Любая наука имеет право на существование как отдельная, самостоятельная отрасль знания при наличии трёх условий:
1. предмета исследования, который не изучается ни одной другой наукой;
2. общественной необходимости исследования данного предмета;
3. специфических методов научного исследования.
Основная задача методики преподавания литературы как науки - открытие закономерностей этого процесса, которые не сводятся ни к закономерностям литературоведческим, ни к закономерностям дидактическим и психологически
Объяснение:
Тема: Образ природы. Тема рока в повести. Подготовка к сочинению.
Цели: Выявление символического значения образа Рейна в повести как реки жизни и одновременно реки забвения; смысла роковых предзнаменований, художественной идеи произведения, проявляющейся в утверждении невозможности слияния гармонически уравновешенной культуры и тревожной красоты необузданной стихии, равнозначной самой природе, которая нежно люби т и убивает.
Формирование навыка исследовательской работы с текстом и с материалами учебника, выразительного чтения, развитие коммуникативных учащихся.
Формирование нравственно-эстетических представлений в процессе выявления символического значения деталей и образов повести.
Ход урока.
II Работа над темой.
Слово учителя.
- Образ Аси всё более раскрывается, потому что в ней являет себя стихийное, природное начало. Женщины. По философским взглядам И.С. Тургенева, ближе природе, потому что их натура имеет эмоциональную (душевную) доминанту, в то время как мужская – интеллектуальную (духовную). Если мужчину природная стихия захватывает извне (т.е. он противостоит ей), то через женщину она непосредственно выражает себя. «Неведомые силы», присущие всякой женщине, в некоторых находят своё полнейшее выражение. Поразительная многоликость и живость Аси, неотразимая прелесть , свежесть и страстность проистекают именно отсюда.
Природа в повести также изображается в постоянной смене состояний и настроений. Она томит, властно вторгается в душу, как будто задевает её тайные струны, тихо, но властно шепчет о счастье: «Воздух так и ластился к лицу, и липы пахли так сладко, что грудь поневоле всё глубже и глубже дышала». Особый смысл приобретает образ Рейна в повести.
Объяснение: