Эпизод из повести Ч. Т. Айтматова «Первый учитель»
Нас поражало величие земли. Затаив дыхание, мы замирали каждый на своей ветке и забывали о гнездах и птицах. Колхозная конюшня, которую мы считали самым большим зданием на свете, отсюда казалась нам обыкновенным сарайчиком. А за аилом терялась в смутном мареве распростертая целинная степь. Мы всматривались в ее сизые дали, насколько хватало глаз, и видели еще много-много земель, о которых прежде не подозревали, видели реки, о которых прежде не ведали. Реки серебрились на горизонте тоненькими ниточками. Мы думали, притаившись на ветках: это ли край света или дальше есть такое же небо, такие же тучи, степи и реки? Мы слушали, притаившись на ветках, неземные звуки ветров, а листья в ответ им дружно нашептывали о заманчивых, загадочных краях, что скрывались за сизыми далями.
Я слушал шум тополей, и сердце у меня колотилось от страха и радости, и под этот неумолчный шелест я силился представить себе те далекие дали. Лишь об одном, оказывается, я не думал в ту пору: кто посадил здесь эти деревья? О чем мечтал, о чем говорил этот неизвестный, опуская в землю корни деревцев, с какой надеждой растил он их здесь, на взгорье?
Этот бугор, где стояли тополя, у нас почему-то называли «школой Дюйшена». Помню, если случалось кому искать пропавшую лошадь и человек обращался к встречному: «Слушай, не видел ты моего гнедого?» – ему чаще всего отвечали: «Вон наверху, возле школы Дюйшена, паслись ночью кони, сходи, может, и своего там найдешь». Подражая взрослым, мы, мальчишки, не задумываясь, повторяли: «Айда, ребята, в школу Дюйшена, на тополя – воробьев разгонять!»
5. Объясните роль данного эпизода в композиции всего произведения. Проанализируйте композицию данного эпизода, приведите аргументы для определения элементов композиции.
[3]
6. Определите тему данного эпизода и идею, используя ключевые слова текста.
[3]
7. Выпишите из произведения художественные средства и приемы
(минимум 2 средства). Объясните, с какой целью их использует автор.
В синем небе (эпитет) плывут над полями (плывут облака это олицетворение)
Облака с золотыми краями; (эпитет)
Чуть заметен над лесом туман,
Теплый вечер прозрачно-румян. (эпитет)
Вот уж веет прохладой ночною; (эпитет)
Грезит колос(олицетворение) над узкой межою; (эпитет)
Месяц огненным шаром(метафора) встает, (месяц встает это олицетворение)
Красным заревом (эпитет) лес обдает.
Кротко звезд золотое сиянье,
В чистом поле(эпитет) покой и молчанье;
Точно в храме, стою я в тиши (сравнение?)
И в восторге молюсь от души.
Объяснение:
эпитеты, метафору, олицетворения
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» остается актуальной по веков. Еще во времена Грибоедова мечтали о передовом обществе, основанном на общечеловеческих ценностях. За несколько веков люди мало изменились.
В комедии формируется два лагеря. «Век минувший» представлен Фамусовым и его единомышленниками. «Век нынешний «представляет Чацкий и несколько внесценических персонажей. На их конфликте основано развитие действия.
Монологи Фамусова и Чацкого обнажают суть конфликта. В монологе «Петрушка, вечно ты с обновкой…» Павел Афанасьевич знакомит читателей с распорядком дня людей своего сословия. Он составляет план на будущую неделю: во вторник – зван на форели, в четверг – на погребенье, в какой-то из дней – крестины. Из этого состоит светская жизнь московских тузов. Упрекая молодое поколение в гордости, Фамусов ставит в пример своего дядю, который лоб расшиб для того, чтобы добиться расположения императрицы. Монолог «Вкус, батюшка, отменная манера…» знакомит с московскими нравами.
Чацкий выступает с критикой существующего порядка. Он смеется над поклонением всему иностранному. Дядя Фамусова для него не является примером, да и другие тоже не будут теперь разбивать лоб, чтобы достичь чинов и благосостояния. Чацкий сам человек образованный и ценит образование, службу делу, а не лицам в противовес фамусовскому обществу. Из-за таких взглядов он попал в сумасшедшие с легкой руки Софьи. Он считает, что можно действительно сойти с ума, пробыв с этими людьми хотя бы один день. Разочаровавшись, Чацкий торопится покинуть Москву.
Я считаю, что «век нынешний», о котором говорит Чацкий, не наступил до сих пор. Большинство людей и сейчас служат лицам, ставят деньги и власть выше духовных ценностей.
Объяснение: