Есенин С.А. (1895 – 1925). Этапы формирования и развития поэтического дарования. Народно-поэтические истоки лирики. Образ крестьянской России – «земного рая» в раннем творчестве. Органическая связь с родным краем – доминанта лирического мироощущения поэта (сборники «Радуница», «Голубень»). Любовная лирика. Драматизм противоречий между «живым» и «железным» в лирике 1920-х годов. Постижение послеоктябрьской действительности в лирике и поэмах С. Есенина («Русь советская», «Стансы»). Поэма «Анна Снегина» как лироэпическое произведение. Тема крестьянства и революции. Образ лирического героя, его идейно-художественная функция. Особенности поэтики. Философская лирика: элегические мотивы благословления жизни, душевного покоя, тема смерти. Гуманистический пафос лирики С. Есенина. Маяковский В.В. (1893 – 1930). Маяковский и футуризм. Синтез живописи и поэзии, поэзии и музыки в творчестве Маяковского. Лирический герой. Конфликт мещанского и подлинно человеческого («Скрипка и немножко нервно», «Нате», «Послушайте», поэма «Облако в штанах» и др.). Сатира в творчестве Маяковского («О дряни», «Прозаседавшиеся»). Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского 1920-х годов («Юбилейное», «Необычайное приключение», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Во весь голос»). Образный строй поэтической речи. Открытия Маяковского в области стиха, поэтического синтаксиса, стиля (нестандартная метрика, неожиданная рифма, ее характер, образ говорящего – площадного митингового оратора, неологизм, метафоризация речи, неологизмы и др.). Роль Маяковский в развитии отечественной поэзии.
Литературное движение 1920-х гг.
Общая характеристика литературного процесса. Литературные группировки (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивизм, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.). Журналы («Красная новь», «На литературном посту» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.). Тема революции и гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Разгром» А. Фадеева, «Белая гвардия» М. Булгакова, «Донские рассказы» М. Шолохова
Булгаков М.А. (1891 – 1940). Жизнь, творчество, личность. Реалистические и мистические начала в произведениях писателя. Булгаков и революция. Синтез конкретно-исторического и символического в романе «Белая гвардия». Семья и культура как выражение высших нравственных ценностей. Голос автора в структуре романа. Сатира Булгакова 20-х годов (повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»). Фантастический сюжет как средство выражения социально-нравственной позиции писателя в оценке послереволюционной деятельности.
«Мастер и Маргарита». Своеобразие сюжета и композиции романа. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Проблема добра и свободы человека. Сатира и глубокий психологизм. Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в контексте мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Проблема творчества и судьбы художника. Трагическая любовь героев романа; конфликт с окружающей пошлостью.
Платонов А.П. (1899 – 1951). Высокий пафос и острая сатира в творчестве Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Своеобразная стилистика произведений Платонова. Проблема «частичного» и «общего существования» как содержательная основа творчества Платонова. «Чевенгур» – роман о судьбе народа в условиях революции. Поиски путей к общему счастью. Жанрово-стилевое своеобразие романа (синтез пафоса и иронии, трагического и комического). Открытость финала. Повесть «Котлован». Поиски путей построения всеобщего и отдельного счастья. Выражение надежд и разочарований писателя.
ответить на вопросы В долгу не останусь
в разработке представлена система уроков по изучению романа м.а.булгакова "мастер и маргарита" в 11 классе. изучение данного произведения вызывает определенные трудности из-за глубокого философского осмысления важнейших проблем человечества. это произведение имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным. кто-то зачитывается романом, а у некоторых читателей этот роман вызывает чувство неприятия. немало критиков высказывалось по поводу романа, порой это диаметрально противоположные точки зрения. в чем же специфика этого произведения, что хотел сказать своим читателям автор?
произведение "пари", как следует из названия о споре между двумя знакомыми. рассказ ведет старый банкир, который вспоминает о случае, произошедшем 15 лет назад. однажды на званом вечере у него дома он сильно спорит с молодым юристом о высшей мере наказания для преступника. после долгих дебатов переходящих на крик, решено было заключить пари, бессмысленное по своему назначению.
молодой человек убеждал присутствующих что сможет прожить 15 лет в одиночестве, в , без возможности видеть и общаться с людьми. все чего он просил - это возможности читать книги, пить вино и слушать музыку. наградой за выигрыш в этом споре было 2 млн рублей. если же он выйдет раньше намеченного срока и не сможет выдержать столь долгое время в , то победителем становится банкир.
пари было заключено и юриста поместили в тюрьму, где он всячески пытался развлекать себя. сначала искал утешение в вине и музыке, потом перешел на книги. с течением времени, книги которые он выбирал для чтения становились все серьезнее и имели все больший философский смысл. второй участник спора же за эти 15 лет потерял большую часть своего состояния, находился на грани банкротства и продолжал вести весьма свободный образ жизни.
чем ближе подходил день окончания спора, тем четче осознавал банкир, что проигрыш сулит ему полное разорение. и в последнюю ночь он решается пойти на убийство своего оппонента. когда он пробирается в темницу, то видит худого, изнеможённого человека, рядом с которым лежит письмо. решив прочесть прощальное письмо, банкир открывает для себя ужасную истину - оказывается узник решил отказаться от денег и выйти из своего убежища в последние часы . банкир понимает насколько он жалок и отвратителен, раз решился пойти на убийство - поставил деньги во главу всего, даже человеческой жизни.
повесть "пари" учит нас смотреть на жизнь сквозь призму человечности, мудрости и ценить то, что дано нам свыше. не размениваться на те блага, которые на самом деле стоят так мало с точки зрения понятий жизнь и смерть.