Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Задание 1.
1. Определите художественные средства (не менее трёх), которые автор использует в данном эпизоде.
2. Укажите их связь с тематикой и проблематикой произведения.
3. Определите роль эпизода, его взаимосвязь с тематикой и проблематикой произведения Задание 2.
Сравните вступление к поэмее А.А. Ахматовой с иллюстрацией к поэме. Укажите, в чём заключается сходство вступления к поэме с данной иллюстрацией. Укажите, в чём заключается
различие между вступлением и данной иллюстрацией. Определите, удалось ли художнику передать образы, описанные в художественном тексте.
Определите, соответствует ли данная иллюстрация проблематике произведения.
Речка, через которую перекинут упомянуты
Вот уже почти 65 лет после тех грозных событий, но мы до сих пор помним этот ужас. Не стереть из памяти такие воспоминания. Мы не видели войны, но мы знаем о ней. Мы должны помнить и знать, какой ценой завоевано счастье.
Я читала много рассказов о войне. Рассказ Бориса Лавренева « Разведчик Вихров » произвел на меня очень сильное впечатление.
Автор рассказывает о тринадцатилетнем мальчике Николае Вихрове, который почти босиком пришел к русским солдатам и рассказал о том, сколько в совхозе немцев, какого полка и откуда он прибыл.
Когда я читала о мальчике, мне было жалко его, он пошел не побоялся, «...курносый, скуластый, в куцем пальтишке с рыжим воротником из шерстяного бобрика. Его круглый носик побагровел от студеного суховея. Обшелушенные, посинелые губы неудержимо дрожали, но темные грустные глаза почти строго смотрели в лицо капитана.. . одет он был не по погоде: в серые парусиновые туфли, протертые ногах носки...» .
Коля рассказывал и «плакал: - Я ничего, товарищ капитан.. . Я не за себя разрюмился... Я стойкий. А вот маму вспомни л.. . Гол одно у нас. Мама по ночам у немецкой кухни картофельные ошурки подбирает. Но раз часовой застал. По руке прикладом хватил. До сих пор рука не гнется» .
Коля сильный, смелый, необыкновенный, зоркий, сознательный мальчик. Он точно указал месторасположение немецких дотов. Благодаря ему, его точным сведениям, деревня, где жил Коля, была освобождена от немцев. Немцы, ошеломленные мощью и меткостью огневого удара батареи, потеряв опорные точки, сопротивлялись слабо и отходили.
Таких, как Коля Вихров, в годы Великой Отечественной войны было много. Я увидела, что, рискуя жизнью, Коля не испугался, не растерялся.
Я преклоняюсь перед такими героями. Мы, школьники мирного времени, не хотим войны. Жизнь человеку дана для того, чтобы строить светлое будущее. Память о таких героях надолго останется в наших сердцах. И мы твердо обещаем:
Не лгать, не трусить,
Верным быть народу.
Любить родную землю-мать.
Чтоб за нее в огонь и в воду.
А если надо, то и жизнь отдать.
(А. Т. Твардовский)