Героиня рассказа( автор в родительном падеже) "Песчаная учительница" - это молодая девушка, которая отправилась в дальнее село Хошутово, покрытое мёртвыми песками. Там она увидела тяжкий и почти бесполезный труд, молчаливую бедность и смиренное отчаяние, но это не сломило волю девушки. Школа совсем пустовала, дети худели и теряли интерес к сказкам. Учительница решила превратить пустыню в " живую" землю. Она изучила множество книг по песчаному делу и возглавила борьбу с песками. Простая учительница собрала крестьян на всеобщее дело и уже через год Хошутово было не узнать. Школа была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про навыки жизни в песчаной степи.Поселенцы стали жить спокойнее и сытнее, а пустыня понемногу становилась зеленее и приветливее. И это чудо произошло благодаря мужественной и веселой девушке - Марии Никифоровне.
Программа по русской литературе содержит рекомендации, которые обязательно нужно учесть
при подготовке к вступительному экзамену по литературе. Первое непреложное требование к абиту-
риенту на экзамене по литературе – знание художественного текста, поэтому программа начинается
со списка авторов и художественных произведений (Раздел I).
На экзамене также высоко оценивается знание теории литературы, умение абитуриента пользо-
ваться литературоведческими терминами (Раздел V). Вопросы по теории литературы не выходят за
рамки школьного курса и могут быть изучены по учебникам средней школы. При подготовке к экза-
мену следует обратить особое внимание на те понятия, термины и категории, которые использованы
при характеристике творчества того или иного автора.
По каждой теме (или автору) приводится список дополнительной справочной и критической
литературы, которая рекомендована при подготовке к экзамену. Можно прибегать и к другим иссле-
довательским и критическим источникам, если они отвечают программным требованиям.
Комментированная программа (Раздел II, III) – это краткий «путеводитель» по древнерусской
литературе, литературе XVIII, XIX и XX веков, который должен абитуриенту при подготовке
ответов на экзаменационные вопросы.
В приложении даны примерные темы сочинений, предлагаемых на вступительных экзаменах, а
также приведены требования, предъявляемые к экзаменационным сочинениям.
Данная программа в целом определяет информационную базу будущего студента, с учетом ко-
торой строятся профилирующие университетские курсы по истории и теории литературы.
1. Список литературных произведений
В приведенном списке указаны произведения, рекомендованные для чтения абитуриентам, сда-
ющим вступительный экзамен по литературе. Звездочкой помечены те произведения и авторы, кото-
рые не включены в экзаменационные билеты устных и письменных (сочинение) экзаменов, но важны
для более полного представления о русской литературе разных периодов.
*Древнерусская литература
Летописи («Повесть временных лет»). «Поучение» Владимира Мономаха. Слово о полку Иго-
реве. Повесть о Петре и Февронии муромских.
*Русская литература XVIII века
М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на российский престол Ея Величества государыни
императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. «Случились вместе два Астронома в пиру...». Памят-
ник.
Г. Р. Державин. Фелица. Бог. Водопад. На птичку. Снигирь. Признание. «Река времен в своем
стремленьи...». Памятник.
Д. И. Фонвизин. Недоросль.
А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность.
Русская литература XIX века
*В. А. Жуковский. Вечер. К ней. Светлана. Людмила. Певец во стане русских воинов.
*К. Ф. Рылеев. К временщику. «Я ль буду в роковое время...» Думы. Войнаровский.
*И. А. Крылов. Басни (2-3 по выбору).
А. С. Грибоедов. Горе от ума.
А. С. Пушкин. Вольность. Деревня. К Чаадаеву. «Свободы сеятель пустынный...» К морю. К***
(«Я помню чудное мгновенье...») 19 октября («Роняет лес багряный свой убор...»). Зимний вечер.
Пророк. Стансы. Няне. 19 октября 1827. Арион. Анчар. Зимнее утро. «Во глубине сибирских руд...»
«На холмах Грузии лежит ночная мгла...» Поэт и толпа. Поэт («Пока не требует поэта...»).