Это не тяжело Мальчик из села Поповки
С. Я. Маршак
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребёнок —
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы —
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.
Примерный план сочинения-анализа лирического произведения
А) Название стихотворения и его автор.
Б) Ведущая тема. (О чем стихотворение?)
В) Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)
Г) Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки.
Какие слова в стихотворении вы считаете самыми важными?)
Д) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу
стихотворения?
Е) Главные образы стихотворения.
Ж) Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).
З) Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?
- В этом стихотворении говорится о том, как…
- Главная мысль заключается в том, что…
- Главный герой стихотворения – мальчик… (дать характеристику: как выглядит ребенок, что
чувствует)
- Прочитав стихотворение, я почувствовал (а)…, понял (а)…
(НАДО СДЕЛАТЬ ПЛАН ПО СТИХОТВОРЕНИЮ, Я ЕГО ДОБАВИЛА СВЕРХУ)
Сложность поэмы состояла в том, что в ней в пределах одного произведения разрабатывались три разные, не свя¬занные между собой темы.
Первая тема — судьба русского государства среди других европейских стран русского народа отстоять свою государственную самостоятельность в борь¬бе с сильнейшими противниками. Эта тема (борьба непо¬бедимого полководца Карла XII с Петром I) связывалась в сознании Пушкина с недавними близкими ему событиями 1812—1815 годов — нашествием Наполеона и поражением его, «когда падением ославил муж рока свой попятный шаг» . Пушкин считал, что, одержав победу в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия доказала свою крепость и силу.
На полі вирощують пшеницю і жито. З пшениці зазвичай роблять білий хліб, з жита - чорний. Самі рослини складаються з довгого стебла, листя і колосків. Ось в колосках-то якраз і знаходиться потрібний для хліба продукт - зерно. Зернятка садять пізно восени або ранньою весною. Ближче до літа пшениця і жито сходять, а до приходу осені дозрівають. Якщо за ними добре доглядають, якщо їм вистачає сонечка і вологи, значить, урожай вийде хорошим.
Після дозрівання спеціальні машини - комбайни, збирають зерно з полів. Потім його потрібно змолоти (подрібнити). Це робиться на млинах. Після молотьби отриману муку обов'язково просівають і розфасовують по пакетах. Тепер саме час відвезти борошно на хлібозавод.
На заводі в борошно додають певну кількість дріжджів, перемішують і дають постояти - «піднятися», щоб хліб вийшов повітряним. Потім замішують тісто: у що піднялася суміш додають сіль, цукор, яйця. Все перемішують, дають ще постояти. Потім ріжуть, викладають на дека і - в грубку.
З печі хліб дістають ароматним і рум'яним, розкладають по машинам і везуть у різні кінці міста. Ось такий цікавий і довгий шлях - від колоска до короваю