ЭТО СОР ПО ЛИТРЕ СЕГОДНЯ НАДО ЗДАТЬ Суммативное оценивание за раздел «Мифы народов мира»
Подраздел Мифология Древней Греции
Цель обучения 6.2.3.1 Выделять в тексте произведения
элементы композиции, объяснять их роль в
сюжете произведения
6.3.1.1 Участвовать в обсуждении произведения,
оценивая поступки главных героев
Критерии оценивания Обучающийся • Определяет элементы
композиции • Выражает собственное мнение о
поступке героев
Уровень мыслительных навыков Применение Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 мин
Прочитайте античный миф «Похищение Персефоны Аидом»
Была у великой богини плодородия Деметры юная дочь Персефона. Однажды прекрасная Персефона вместе со своими подругами беззаботно резвилась в цветущей долине, не ведая, что её отец -Зевс - решил отдать её в жёны своему мрачному брату Аиду, властителю подземного царства.
Аид, увидев цветущую красоту Персефоны, решил похитить её. Разверзлась земля: на чёрных конях в золотой колеснице появился из-под земли владыка царства теней Аид, который схватил юную Персефону и скрылся с ней на своих быстрых конях в недрах земли. Персефона от ужаса успела только лишь вскрикнуть… Однако, кроме Гелиоса, бога Солнца, никто не видел, как мрачный Аид похитил Персефону.
Богиня Деметра, услышав крик дочери, поспешила в долину, но тщетно. Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем матери. Одетая в тёмные одежды блуждала она по земле, проливая горькие слёзы. На десятый день она пришла к богу Гелиосу, умоляя его сказать, где находится её дочь.
- Знай, могущественный Зевс отдал дочь твою в жёны владыке царства теней, - ответил ей Гелиос.- Побори же свою тяжёлую печаль, богиня; ведь велик муж твоей дочери….
Ещё больше опечалилась богиня Деметра. Разгневавшись на Зевса, она покинула богов и светлый Олимп. Приняв вид простой смертной и облекшись в тёмные одежды, долго блуждала богиня между смертными, не переставая проливать горькие слёзы. Без её благотворной силы всякий рост на земле прекратился: листья на деревьях завяли и облетели; сады не давали плодов, засохли зелёные виноградники, а прежде плодородные нивы опустели…
Тогда тучегонитель Зевс послал к Деметре вестницу богов - богиню радуги Ириду, которая прилетела на своих радужных крыльях к Деметре, моля её вернуться на светлый Олимп. Деметра не внимала ее Послал тогда к Аиду Зевс быстрого, как мысль, Гермеса. Аид согласился отпустить Персефону к матери, но предварительно дал ей проглотить зерно граната - символ брака. Взошла Персефона на золотую колесницу мужа вместе с Гермесом и оказалась перед матерью.
Забыв всё от радости, Деметра бросилась навстречу своей дочери, и вместе с ней вернулась на Олимп. Тогда Зевс решил, что две трети года Персефона будет жить с матерью, а на одну треть - в царстве своего мужа Аида: вот почему Персефона является не только богиней плодородия, но и богиней мертвых. Как только Деметра нашла свою возлюбленную дочь, великая богиня вернула земле плодородие: снова нежной весенней листвой покрылись леса; запестрели цветы на изумрудных лугах, а вскоре пробудилась и вся природа!
Каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз Деметра погружается в печаль, вновь облекаясь в тёмные одежды. Тогда вся природа горюет об ушедшей под землю Персефоне: желтеют на деревьях листья осенью, отцветают цветы, пустеют нивы и наступает зима... Природа засыпает на некоторое время, чтобы вновь проснуться в радостном блеске весны - тогда, когда вернётся к своей матери из безрадостного царства Аида прекрасная Персефона. Тогда великая богиня плодородия со всей своей радостью щедро осыпает людей своими дарами, благословляя труд земледельцев богатым урожаем!
Соотнесите элементы композиции с цитатами из текста.
1. Экспозиция
А) Каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз Деметра погружается в печаль, вновь облекаясь в тёмные одежды. Тогда вся природа горюет об ушедшей под землю Персефоне [… ] Природа засыпает на некоторое время, чтобы вновь проснуться в радостном блеске весны - тогда, когда вернётся к своей матери из безрадостного царства Аида прекрасная Персефона. Тогда великая богиня плодородия со всей своей радостью щедро осыпает людей своими дарами, благословляя труд земледельцев богатым урожаем!
2. Завязка
Б) Богиня Деметра, услышав крик дочери, поспешила в долину, но тщетно [… ] Приняв вид простой смертной и облекшись в тёмные одежды, долго блуждала богиня между смертными, не переставая проливать горькие слёзы [… ] Без её благотворной силы всякий рост на земле прекратился: листья на деревьях завяли и облетели; сады не давали плодов, засохли зелёные виноградники, а прежде плодородные нивы опустели… [… ] . Взошла Персефона на золотую колесницу мужа вместе с Гермесом и оказалась перед матерью.
Песнь о Емельяне Пугачеве передаёт уважительное отношение народа к своему герою так как сожалеет о его судьбе,
народ сочувствует Пугачеву.
В песне «Пугачев в темнице» использован прием параллелизма: —высоко восходит звездочка — в темнице (низко)
сидит Емельян Пугачев. Но можно и по другому интерпретировать слова "Высоко, звезда, да ты восходила, —
Выше леса, выше тёмного, Выше садика зелёного" здесь как бы говорится о "высоком взлёте" Пугачёва и последующем
"падении" на дно темницы.
Эпитет «добрый молодец» подчёркивает отношение к герою.
Строки: „Кандалы, мои кандалики,
Кандалы мои тяжёлые"- усиливают описание тягот, пережитых Пугачевым в темнице.
Ну и конечно, вывод кроется в последних строках: "Доставались мне кандалики,... За походы удалые, за житьё свободное! "
Причём, ключевыми являются слова "житьё свободное". Именно за надежду освобождения от крепостного труда, за надежду
обретения свободы и возлюбили в народе Емельяна Пугачева.
Трагизм самой песни как раз и обусловлен поимкой и заключением в темницу народного любимца, с личностью которого
были связаны надежды крестьянства и "работного люда" на освобождение от рабского труда.
Тема родины является одним из ключевых моментов в лирике Блока. Он любит свою страну "сквозь слезы". Автор дивет в переломный момент истории - правление Николая Второго. Блок откликается на все соытия, происходящие на своей родине. Доминирующуее чувство в произведении - грусть.
"расхлябанные колеи" - символизирует увязание во тьме, касается происходящей революции.
В стихотворении используется огромное число эпитетов.
У Блока своеобразное отношение к родине. Она нравится ему именно такой несовершенной, какой он ее описывает. Для него является крестом - быть русским на переломе веков.
"Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!" - говорится про правителей, Блок читал правителей,которых он успел увидеть жестокими людьми.
Жизнерадостные мотивы в том, что Россия - сильная страна.
Новый чародей - символ новых пришедших революционных сил. Говорится о том, что Россию никто не сможет изменить. При описании родины можно увидеть вырисовывающийся образ некой девушки в расписном платье.
К концу стихотворения тоскливая картина меняется на торжественную.
Лирический герой любит Россию именно такой, с ее многочисленными недостатками и достоинствами.
Написано четырехстопным ямбом с добавочной строкой в 1 и 3 строках.
Смешанная мужская и женская рифма.
Перекрестный рифмовки.
Объяснение: