А.С.Грибоедов принадлежал к числу тех, о которых довольно точно сказал М.Ю.Лермонтов: “Смеясь он дерзко презирал чужой страны язык и нравы”. Вряд ли автор комедии делал это умышленно, осознанно предвидя последствия, но так случилось, что его отношение к нравам страны, куда он был направлен послом, предопределило не только его гибель, но и гибель персонала Российского посольства в Персии, не повинного в высокомерии А.С.Грибоедова. “Горе от ума” — пьеса, написанная до отъезда А.С.Грибоедова в Персию, неожиданно приобрела огромную популярность в светских салонах.И мало кто из современников молодого писателя понимал, что эта комедия сыграла роковую роль в трагических событиях, произошедших на Сенатской площади в декабре 1825 года, и продолжала оказывать свое воздействие на последующие поколения, формируя у молодежи нигилизм — отрицание всего совершенного поколениями при собственном неумении что-либо благонравно задумать и добротно осуществить. Ведь Чацкий — истеричный пустоцвет, которого либералы брали за образец весь XIX век, и которого ставили и ставят в пример<1> всем школьникам после 1917 г. Именно из этого неумелого нигилизма и произрастает знаменитое жванецко-черномырдинское: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда». Но Россия — цивилизация, отличная от Запада; то, что там развивается в соответствии с библейским атеизмом, натыкается в России на какое-то препятствие, о котором и сегодня западные интеллектуалы ведут бесконечные споры. Это препятствие — соборный интеллект народов России, который всегда находит адекватный ответ на чуждое культуре Богодержавия вторжение. ответом на вторжение в Россию библейской нравственности, своеобразно поданной как “Горе от ума” (название комедии — переиначенное ветхозаветное изречение «… во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь», — Екклесиаст, 1:18) было явление творчества А.С.Пушкина. И если бы не А.С.Пушкин, то возможно первое выступление “библиистов” в декабре 1825 г. уже тогда покончило с исторически сложившейся государственностью империи. Современные пушкинисты и сегодня не понять, что всё творчество А.С.Пушкина мировоззренчески и нравственно всегда было альтернативой библейскому атеизму, но понять это противостояние можно лишь овладев ключами к ассоциативным связям символики его произведений. А это требует выявления сути библейской реальной, а не декларируемой нравственности и выявления идеалов ей альтернативной. И не случайно именно А.С.Пушкин, единственный из современников Грибоедова, критически воспринял пьесу “Горе от ума”, о чём большинство учителей литературы на уроках помалкивает, возможно сами того не зная.
Образ Пугачева в «Капитанской дочке» раскрыт с нескольких сторон. Поэтому в образе Пугачева можно выделить как положительные, так и отрицательные черты: Отрицательные ⇒ Пугачев – это, прежде всего, бунтарь и злодей. Он лишил жизни не одну невинную жертву. Своими разбоями он погубил очень много людей, поэтому воспринимается как личность, «обрызгана кровию». Меры его правления жестоки. Он воспринимает себя владыкой. Все, кто не желают видеть в нем правителя будут убиты. В нем чувства милости не для маленьких, не для молодых, не для стариков. Характер его непоколебим, а воля железна. Положительные ⇒ Пугачев - замечательный руководитель и отличный военачальник. Благодаря своему тонкому уму он может наперед просчитать возможности своего войска. Это позволяет Пугачеву достаточно точно оценивать свои силы. Он – человек чести. Поэтому он вспоминает поступок, совершенный Гриневым. И Гринев оказывается помилованным. К тому же, его поражает чувство гордости Гринева. То есть Пугачев умеет помнить поступки даже своих врагов и ценит в людях, прежде всего, отвагу и гордость.
Но Россия — цивилизация, отличная от Запада; то, что там развивается в соответствии с библейским атеизмом, натыкается в России на какое-то препятствие, о котором и сегодня западные интеллектуалы ведут бесконечные споры. Это препятствие — соборный интеллект народов России, который всегда находит адекватный ответ на чуждое культуре Богодержавия вторжение. ответом на вторжение в Россию библейской нравственности, своеобразно поданной как “Горе от ума” (название комедии — переиначенное ветхозаветное изречение «… во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь», — Екклесиаст, 1:18) было явление творчества А.С.Пушкина. И если бы не А.С.Пушкин, то возможно первое выступление “библиистов” в декабре 1825 г. уже тогда покончило с исторически сложившейся государственностью империи.
Современные пушкинисты и сегодня не понять, что всё творчество А.С.Пушкина мировоззренчески и нравственно всегда было альтернативой библейскому атеизму, но понять это противостояние можно лишь овладев ключами к ассоциативным связям символики его произведений. А это требует выявления сути библейской реальной, а не декларируемой нравственности и выявления идеалов ей альтернативной. И не случайно именно А.С.Пушкин, единственный из современников Грибоедова, критически воспринял пьесу “Горе от ума”, о чём большинство учителей литературы на уроках помалкивает, возможно сами того не зная.
Отрицательные ⇒ Пугачев – это, прежде всего, бунтарь и злодей. Он лишил жизни не одну невинную жертву. Своими разбоями он погубил очень много людей, поэтому воспринимается как личность, «обрызгана кровию». Меры его правления жестоки. Он воспринимает себя владыкой. Все, кто не желают видеть в нем правителя будут убиты. В нем чувства милости не для маленьких, не для молодых, не для стариков. Характер его непоколебим, а воля железна.
Положительные ⇒ Пугачев - замечательный руководитель и отличный военачальник. Благодаря своему тонкому уму он может наперед просчитать возможности своего войска. Это позволяет Пугачеву достаточно точно оценивать свои силы. Он – человек чести. Поэтому он вспоминает поступок, совершенный Гриневым. И Гринев оказывается помилованным. К тому же, его поражает чувство гордости Гринева. То есть Пугачев умеет помнить поступки даже своих врагов и ценит в людях, прежде всего, отвагу и гордость.