ФО ответь на вопросы (письменно).
— Какие чувства вызвал у вас рассказ “Телеграмма”? Поделитесь своими впечатлениями
о прочитанном произведении. Что запомнилось больше всего?
— Какие эпизоды рассказа кажутся вам наиболее значимыми?
— Назовите основные структурные части в композиции рассказа (в качестве домашнего
задания ученики составляли план произведения).
— Подумайте, в чем разница между рассказом К. Г. Паустовского “Телеграмма” и
воспоминаниями писателя.
— Что в рассказе “Телеграмма” идет от жизни, а что — от художественного вымысла?
— Что нового внес автор в повествование?
В наше время люди всё меньше верят в настоящее чудо. Мне кажется, что обязательно следует верить в чудеса человеческих возможностей. Ведь разве не чудо увидеть небоскребы построенные в пустыне, рукотворные острова в море с самостоятельной инфраструктурой, "поющие" фонтаны бьющие разноцветными струями воды в ночное небо, поезда метро ездить без машиниста, роботы, скоростные самолеты, огромные корабли и т.п- все эти чудеса инженерной мысли, созданы человеком. А разве не чудо наблюдать как кусок глины может трансформироваться в человеческих руках или как чистый лист бумаги наполняется красками, превращаясь в картину. Человек самостоятельно создавать чудеса, для этого нужно не просто мечтать и верить в свои возможности, а действовать - учиться и работать, созидать, творить эти самые чудеса с интересом, вдохновенно и кропотливо. Но судьба постоянно переподносит нам сюрпризы. Приятные или не очень,но вся ситуация может перевернуться с ног на голову по щелчку пальцев.
А случаются они только с теми, кто в них верит. И я призываю всех верить в чудеса. Это же несложно. Но, когда чудо случится и с вами, вы поймёте, как это, как будто какая-то неведомая сила волшебства, как облако, опускается на вас, и случается то, чего вы так ждали.Наши мысли отражают нашу реальность. Если мы верим, что это случится, что это чудо произойдёт, то так и будет, поверьте.
Стихотворение "Зима недаром злится" отражает знакомство Тютчева с представлениями древних славян. Художественное время стихотворения мы соотносим с мартом – третьим месяцем от начала года, название которого пришло в русский язык от византийцев. В старину этот месяц назывался "сухим" и "березозолом", а первый день марта – "новичком", потому что вплоть до начала XV века март был первым месяцем года. Март связан в народном сознании прежде всего с неделей Широкой Масленицы, считающейся самым веселым, разгульным праздником: " В природе уже чувствуется приближение тепла, солнце пригревает по – весеннему и в это время первых оттепелей русский празднует беспутную – "скоромную" неделю, предшествующую Великому посту. Праздник связан с весенним возрождением к жизни светлой богини плодородия – веселой красавицы Лады, которая отправляется на поиски усыпленного зимой – Морганой своего возлюбленного Леля – бога месяца мая. Именно Лада, "окруженная многочисленными веселыми, добрыми: спутниками", которая борется с зимой, ":ей", "пуще". Ее спутники легко угадываются во второй строфе стихотворения: И все засуетилось, Все гонит Зиму вон – И жаворонки в небе уж подняли трезвон". Соотнесенность этого образа со светом отражена и в конечной строфе: "Весне и горя мало: "Умылася в снегу " " И лишь прекрасней стала "" Наперекор врагу" Образ тютчевской Зимы также соответствует фольклорным представлениям об этом времени года. Именно в славянской мифологии злую зиму сопровождали духи тьмы, холода, бед. Тютчевская Зима – взбесившаяся <злая ведьма>. Как видим, древние славянские верования органично присущи Тютчеву – поэту.
В стихотворении "Зима недаром злится... " поэт показывает последнюю схватку уходящей зимы с весной:
Зима недаром злится,
ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.. .
Эта схватка изображена в виде деревенской ссоры старой ведьмы – зимы и молодой, веселой, озорной девушки – весны. Для поэта в изображении природы привлекательны и пышность южных красок, и волшебство горных массивов, и "грустные места" средней России в разные времена года.