Действие происходит в Питере. На Васильевском острове живет молодой, бедный, но талантливый художник Чартков. В лубочной лавке он покупает за двугривенный портрет неизвестного человека в штатском костюме неизвестного художника. Приносит домой. Ночью видит то ли сон, то ли явь: выходит человек из портрета, садится на его диван, считает завернутые в бумажку деньги, по 1000 червонцев, заворачивает и убирает обратно в полу платья. Один сверток Чартков прячет в чулан. Человек уходит обратно в портрет, потом возвращается и заби-рает забытый сверток. Утро. Приходит домовладелица и квартальный требовать оплаты за жилье, а денег у художника нет. Из картины вдруг выпадает сверток. Чартков платит, переезжает на Невский проспект, по-купает всякого барахла, и дает объявление в газету: ´Хороший художник рисует портреты´. Приучается рисовать быстро и схематично, общие черты. Его хвалят. О прежнем желании - ´Були бы деньги, я развивал бы свой талант´ - он забыл. Главной целью Чарткова стало золото. Общество его любит, он бывает на пирах, балах. Но случайно в Академии искусств увидел гениальную картину, и не смог дать ей оценку, заплакал и убежал. Пытается нарисовать нечто подобное, но рука его уже привыкла к схематичному изображению. От злости начал он скупать все знаменитые картины и резать их ножом у себя дома. Общество его стало избегать, так как он глядит на всех зло. У Чарткова начинается горячка, признан сумасшедшим. Когда он умер, то у него в квартире нашли изрезанные картины. Все имущество его пущено с аукциона, в том числе и портрет. Появляется художник Б. и рассказывает историю портрета. Говорит, что он должен принадлежать ему. На окраине Петербурга в Коломне жил ростовщик. Все, кому он давал в долг, становились несчастными. Отец художника Б. расписывал хра-мы. Ростовщик заказал ему свой портрет. Отец берется сделать портрет, но кисть сама выводит черные глаза ростовщика, их взгляд. Портрет не был закончен, а на следующий день ростовщик умер. Отца настигло несчастье, хотел сжечь портрет, но его друг выпросил портрет себе. И с этих пор пошел портрет по рукам. Отец ушел в монастырь. Пока художник Б. говорил, портрет исчез. Ростовщик: ´желтое лицо, высок, худ, дьявольские глаза´ ´Нарисуй, я буду жить в портрете... ´
Некрасов "Крестьянские дети" и "Плач детей". А.П. Чехов "Ванька". Л.Н. Андреев "Петька на даче". Они писали о тяжелой доли ребенка, о том, что им рано пришлось стать взрослыми, начать неустанно работать, выполнять взрослую работу, терпеть побои и издевательства, о том, что многие умирали так и не повзрослев, о тех малых ребячьих радостях, мечтах, которым не суждено было сбыться. Н. Некрасов "Плач детей":"Где уж нам, измученным в неволе, Ликовать, резвиться и скакать! Если б нас теперь пустили в поле, Мы в траву попадали бы — спать. Нам домой скорей бы воротиться... Но за чем идем мы и туда?.. Сладко нам и дома не забыться: Встретит нас забота и нужда! Там, припав усталой головою К груди бледной матери своей, Зарыдав над ней и над собою, Разорвем на части сердце ей..." Н. Некрасов "Крестьянские дети": "— Довольно, Ванюша! гулял ты немало, Пора за работу, родной!—" А. П. Чехов "Ванька":«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...» Л.А. Андреев "Петька на даче":"Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика."
Н. Некрасов "Плач детей":"Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы — спать.
Нам домой скорей бы воротиться...
Но за чем идем мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей..."
Н. Некрасов "Крестьянские дети": "— Довольно, Ванюша! гулял ты немало, Пора за работу, родной!—"
А. П. Чехов "Ванька":«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»
Л.А. Андреев "Петька на даче":"Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика."