Знакомство с новым материалом. Литературоведческий комментарий. Ознакомьтесь с предложенным материалом, сделайте краткие записи основных понятий в тетради. Герои классицистических произведений, как правило, обладали доминирующей чертой характера, делились исключительно на положительных и отрицательных, особенно в произведениях драматических жанров. Каждый герой — носитель какой-ни¬будь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).
Драматург придерживался принципа трех единств:
- единство времени: действие развивается не более суток;
- единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое;
- единство действия: одна сюжетная линия, количество дей¬ствующих лиц ограниченно (5—10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.
Задача комедии («низкого» жанра) — исправление нравов при осуждения бытовых пороков, одному из которых и посвя¬щалась пьеса. Так, великий французский писатель Мольер осмеял скупость в комедии «Скупой», лицемерие в «Тартюфе», развращен¬ность — в «Дон-Жуане». Соответственно и внутри комедии каждый персонаж являлся воплощением какой-нибудь одной черты.
Требования к классицистической композиции: в пьесе, как пра¬вило, 4 акта — в третьем кульминация, в четвертом развязка. Осо¬бенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные пер¬сонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рас¬сказывают предысторию. Действие замедляется длинными моноло¬гами основных персонажей.
В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.
:)
Объяснение:
Иван Сергеевич Тургенев обладал ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно — либеральной. Эти качества Тургенева — художника и психолога — проявились в повести “Ася”, которая была напечатана в первом номере “Современника” за 1858 год. Тургенев говорил, что писал эту вещь “горячо, чуть не со слезами”.
“Ася” — это повесть о любви. Герой полюбил девушку очень самобытную и смелую, с чистой душой, без тени искусственного жеманства светских барышень. Его любовь не осталась без ответа. Но в минуту, когда Ася ждала от него решительного слова, он стушевался, чего-то испугался, отступил.
Н. Г. Чернышевский посвятил повести “Ася” большую статью, под названием “Русский человек на rendez-vous”. Он указал на связь этой повести с прежними произведениями Тургенева и с целым рядом произведений других авторов. Сходство между ними Чернышевский увидел в характере главного героя: “...пока о деле нет речи, а надобно только занять праздное время, наполнить праздную голову или праздное сердце разговорами или мечтами, герой очень боек; подходит дело к тому, чтобы прямо и точно выразить свои чувства и желания, — большая часть героев начинает уже колебаться и чувствовать неповоротливость в языке”. “Таковы-то наши “лучшие люди... ” — замечает Чернышевский, подчеркивая, что главная черта таких “лучших людей” — это боязнь решительного дела, решительного поступка во всем, а не только в любви, это не идти до конца в своих прекрасных побуждениях, стремление остановиться где-то на полпути от свершения своих благородных надежд. Несмотря на цензурные рогатки, Чернышевский сумел остроумно показать, что Тургенев, в сущности, раскрывает слабые стороны характера, выработавшегося на почве дворянского либерализма.
Объяснение:
Тургеневский рассказ «Живые мощи» входит в сборник «Записки охотника». Лето и половину осени 1846 года известный писатель провел за охотой в родовом имении Лутовино. В октябре, приехав в Петербург, он узнал, что руководителем литературного журнала «Современник» стали Н. Некрасов и И. Панаев, которые и предложили ему свое сотрудничество.
Вот в это самое время и создал свой потрясающий рассказ «Живые мощи» Тургенев. Анализ произведения говорит о том, что в нем писатель воплотил прекраснейший образ доброй, многострадальной и в тоже время смиренной русской души, полностью покорной воле Божьей.
Петр Петрович
Барин Петр Петрович, приехавший поохотиться на тетеревов в Белевский уезд, с егерем Ермолаем попадают в сильный ливень. Так начинает свой рассказ Тургенев («Живые мощи»). Краткое содержание дальше продолжается тем, что хоть и были они в непромокаемых плащиках, но охота сразу не заладилась: было неудобно, ветки обдавали водой, затекало даже за пазуху, да и собаки от воды сбили свое чутье. И тогда Ермолай предложил поехать в хуторок Алексеевку, принадлежащий матушке Петра Петровича.
Добравшись до места, они обнаружили нежилой чистенький флигелек, где и заночевали. На следующий день погода стояла солнечная и безоблачная.
Сарай
Надо отметить, что большим мастером на описание пейзажей был Тургенев. «Живые мощи» – рассказ, бесподобно описывающий благоуханную деревенскую природу, свежий воздух и щебетание жаворонков.
Он хотел было закрыть дверь, но вдруг услышал, что кто-то его зовет. Он остолбенел от неожиданности и от того, что увидел практически усохшую бронзовую женскую голову с узким носом, тонкими губами, белыми зубами и бесцветными глазами, а из платка выбивались прядки рыжих волос.
Тургенев, «Записки охотника»: «Живые мощи»
Он произнес ее имя и спросил о том, что с ней произошло.
Писатель лихо закручивает сюжет, и становится необыкновенно интересно, кто эта женщина, и какая беда с ней приключилась.
Она стала рассказывать ему, что около семи лет назад ее с Василием Поляковым, видным и кудрявым буфетчиком барыни. Однажды ночью ей не спалось, вышла она на крыльцо, и послышался ей голос любимого. От неожиданности она оступилась и сильно упала. Вернувшись к себе в комнату, она поняла, что как будто бы в ней что-то оборвалось, тяжко стало, и заболела. Барыня по доброте своей врачам ее показывала, но они даже не смогли диагноз ее определить.
В барских домах калек держать было не принято, и больную девушку отправили сюда к родственникам. Жених ее погоревал, да и женился на другой.
Смысл произведения «Живые мощи»
Тургенев на примере образа горничной Лукерьи, тяжело заболевшей и без нареканий несшей свой крест, показывает насколько может быть терпелив и вынослив простой русский люд. Живя под гнетом крепостного права, в бедности и горе, сохраняет любовь к ближнему и окружающей среде, прощает обидчиков и слабым, душой и сердцем предан Богу.
Даже в неподвижном состоянии Лукерья не чувствует себя несчастной, ведь есть случаи и похуже. Так и русский мужик терпит, думая, что это еще можно вынести, некоторым еще тяжелее. Он еще не готов к решительным действиям, открытой борьбе за улучшения своего состояния.
Автор сознательно подводит к мысли: как Лукерья, что все испытания и мучения, но веры не потеряла, так и человек должен верить в счастливое будущее.
В своем произведении он также убеждает нас в том, что основные качества характера человека — сила и мощь души. Они присущи главной героине. Она даже в другой мир уходила достойно и с радостью.
Полумертвое существо
Лукерья продолжала свой рассказ тем, что вот уже много лет лежит она, летом здесь, в плетушке, а зимой – в предбаннике. Добрые люди ее не забывают. Лукерья рассказала, что сначала ей было томно, но потом она привыкла, и подумала, что ей еще не так уж и плохо, по сравнению с глухими и слепыми инвалидами и бездомными людьми.
Она даже отметила, что здоровому человеку очень легко согрешить, а от нее даже сам грех отошел. Дальше она стала рассказывать, что священник Алексей, когда стал ее причащать, сказал, что ей и исповедоваться не в чем, но она ему напомнила про мысленный грех, тогда батюшка отметил, что этот грех не такой уж великий. Лукерья добавила, что старается даже мысли плохие гнать от себя. Тургенев «Живые мощи» в буквальном смысле украшает снами Лукерьи.