Говорят, что Маше Мироновой случай. Встреча с императрицей, у которой было прекрасное настроение. А не будь этого случая, что бы произошло с Машей (Капитанская дочка)
Рано утром мать уходила со двора в поле на работу. А отца в семействе не было; отец давно ушел на главную работу — на войну, и не вернулся оттуда. Каждый день мать ожидала, что отец вернется, а его все не было и нет.
В избе и на всем дворе оставался хозяином один Никита, пяти лет от роду. Уходя, мать ему наказывала, чтобы Никита не сжег двора, чтобы он собрал яйца от кур, которые они снесли по закутам и под плетнями, чтобы чужой петух не приходил во двор и не бил своего петуха и чтобы он ел в обед молоко с хлебом на столе, а к вечеру мать вернется и тогда покормит его горячим ужином.
— Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету, — говорила мать. — Ты умный теперь, а тут все добро наше — в избе и во дворе.
— Я умный, тут добро наше, а отца нету, — говорил Никита. — А ты приходи поскорее, мама, а то я боюсь.
— Чего ты боишься-то? На небе солнце светит, кругом в полях людно, ты не бойся, ты живи смирно один...
— Да, а солнце ведь далече, — отвечал Никита, — и его облако закроет.
Оставшись один, Никита обошел всю тихую избу — горницу[2], затем другую комнату, где стояла русская печь, и вышел в сени. В сенях жужжали большие толстые мухи, паук дремал в углу посреди паутины, воробей пришел пеший через порог и искал себе зернышко в жилой земле избы.
Всех их знал Никита: и воробьев, и пауков, и мух, и кур во дворе; они ему уже надоели, и от них ему было скучно. Он хотел теперь узнать то, чего он не знал. Поэтому Никита пошел далее во двор и пришел в сарай, где стояла в темноте пустая бочка. В ней, наверно, кто-нибудь жил, какой-нибудь маленький человек; днем он спал, а ночью выходил наружу и ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал.
Еще с прадавних времен музыка занимала важное место в жизни человека. Испытывая изменения с течением времени, произведения музыкального искусства, впрочем, не теряли своего значения. Так что же представляет собой музыка? Для чего она нужна? Почему она сопровождает людей всех поколений, всех слоев населения, разных религиозных верований на протяжении их жизни? На эти вопросы не так легко найти ответ, как кажется на первый взгляд. Первые произведения музыкального искусства появились несколько тысяч лет тому назад. Музыка сопровождала работу людей, без нее не обходился ни один праздник, религиозные ритуалы. Она организовать работу, выполняла и развлекательную функцию. Но не только: музыка имела также сакральное, магическое значение! В старинные времена некоторые песни и мелодии были священными, люди верили в их волшебную магическую силу так же, как в силу заговоров, молитв или тайных ритуалов. С мелодией, как таковой, неразрывно связан другой вид музыкального искусства - песня. Слова песни так и льются в душу человека. Меня всегда волновали народные песни: сколько в них бывает тоски и печали, сколько настоящего казацкого упорства! В украинской песне - душа нашего народа. Красоту народным песням добавляет мелодичность языка. Известно даже, что некоторые итальянские оперные певцы распеваются украинскими песнями на репетициях - это благодаря красоте и мелодичности нашего языка. На современном этапе изменилась не только манера «потребления» музыки, а и сама музыкальная культура испытала радикальные изменения. Следует сказать, что существуют современные группы и певцы, которые сохраняют красоту мелодий и содержание текстов. Но, к величайшему сожалению, таких немного. Лично для меня музыка является очень важной частью моей жизни. Она мне сосредоточиться или развлечь себя, я так люблю оставаться с любимыми мелодиями наедине. Классические произведения, исполненные на органе, как ничто другое в мире углубиться в себя, поразмыслить над собой и миром. Иногда мне кажется, что классическая музыка на некоторое время замедляет течение нашей сумасшедшей жизни, вносит в нее дольку гармонии. Современные музыкальные произведения прибавляют мне энергии и веселят, а народные песни ощутить невидимую связь со своим народом, своей страной. Я считаю, что детей нужно учить культуре потребления музыки так же, как детей учат вести себя, например, за столом. С детства маленькой личности надо прививать любовь к музыке, причем как к классической, так и к качественной части современных произведений. А особенно - любовь к народной песне, к музыке своего народа. Музыкальное образование, бесспорно, не является необходимым, но ознакомление с шедеврами музыкального искусства, умение воспринимать и ценить их, развивает духовный мир ребенка и человека вообще так же, как чтение классической литературы. Музыку надо знать так же, как шедевры слова, если ты хочешь считать себя культурным человеком. Мир быстро изменяется, изменяются человеческие ценности и вкусы, но я уверена, что музыка будет оставаться в жизни людей всегда, прибавляя им воодушевления, делая их добрее и отзывчивые, а их жизни - полнее и гармоничнее
на главную
Платонов Андрей Платонович
(1899 – 1951)
НИКИТА[1]
Рано утром мать уходила со двора в поле на работу. А отца в семействе не было; отец давно ушел на главную работу — на войну, и не вернулся оттуда. Каждый день мать ожидала, что отец вернется, а его все не было и нет.
В избе и на всем дворе оставался хозяином один Никита, пяти лет от роду. Уходя, мать ему наказывала, чтобы Никита не сжег двора, чтобы он собрал яйца от кур, которые они снесли по закутам и под плетнями, чтобы чужой петух не приходил во двор и не бил своего петуха и чтобы он ел в обед молоко с хлебом на столе, а к вечеру мать вернется и тогда покормит его горячим ужином.
— Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету, — говорила мать. — Ты умный теперь, а тут все добро наше — в избе и во дворе.
— Я умный, тут добро наше, а отца нету, — говорил Никита. — А ты приходи поскорее, мама, а то я боюсь.
— Чего ты боишься-то? На небе солнце светит, кругом в полях людно, ты не бойся, ты живи смирно один...
— Да, а солнце ведь далече, — отвечал Никита, — и его облако закроет.
Оставшись один, Никита обошел всю тихую избу — горницу[2], затем другую комнату, где стояла русская печь, и вышел в сени. В сенях жужжали большие толстые мухи, паук дремал в углу посреди паутины, воробей пришел пеший через порог и искал себе зернышко в жилой земле избы.
Всех их знал Никита: и воробьев, и пауков, и мух, и кур во дворе; они ему уже надоели, и от них ему было скучно. Он хотел теперь узнать то, чего он не знал. Поэтому Никита пошел далее во двор и пришел в сарай, где стояла в темноте пустая бочка. В ней, наверно, кто-нибудь жил, какой-нибудь маленький человек; днем он спал, а ночью выходил наружу и ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал.
С мелодией, как таковой, неразрывно связан другой вид музыкального искусства - песня. Слова песни так и льются в душу человека. Меня всегда волновали народные песни: сколько в них бывает тоски и печали, сколько настоящего казацкого упорства! В украинской песне - душа нашего народа. Красоту народным песням добавляет мелодичность языка. Известно даже, что некоторые итальянские оперные певцы распеваются украинскими песнями на репетициях - это благодаря красоте и мелодичности нашего языка. На современном этапе изменилась не только манера «потребления» музыки, а и сама музыкальная культура испытала радикальные изменения. Следует сказать, что существуют современные группы и певцы, которые сохраняют красоту мелодий и содержание текстов. Но, к величайшему сожалению, таких немного. Лично для меня музыка является очень важной частью моей жизни. Она мне сосредоточиться или развлечь себя, я так люблю оставаться с любимыми мелодиями наедине. Классические произведения, исполненные на органе, как ничто другое в мире углубиться в себя, поразмыслить над собой и миром. Иногда мне кажется, что классическая музыка на некоторое время замедляет течение нашей сумасшедшей жизни, вносит в нее дольку гармонии. Современные музыкальные произведения прибавляют мне энергии и веселят, а народные песни ощутить невидимую связь со своим народом, своей страной. Я считаю, что детей нужно учить культуре потребления музыки так же, как детей учат вести себя, например, за столом. С детства маленькой личности надо прививать любовь к музыке, причем как к классической, так и к качественной части современных произведений. А особенно - любовь к народной песне, к музыке своего народа. Музыкальное образование, бесспорно, не является необходимым, но ознакомление с шедеврами музыкального искусства, умение воспринимать и ценить их, развивает духовный мир ребенка и человека вообще так же, как чтение классической литературы. Музыку надо знать так же, как шедевры слова, если ты хочешь считать себя культурным человеком. Мир быстро изменяется, изменяются человеческие ценности и вкусы, но я уверена, что музыка будет оставаться в жизни людей всегда, прибавляя им воодушевления, делая их добрее и отзывчивые, а их жизни - полнее и гармоничнее