Гоголь так подробно рассказывает о приобретении башмачкиным шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник. забота о новой шинели связана не только с большим материальным напряжением, вплоть до гадания по вечерам, но и с наполнением скудной духовной жизни акакия акакиевича новым содержанием, вызовом в его душе живых человеческих чувств. «он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. с этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу». гоголь тонко подмечает перемену, которая под влиянием мечты произошла в герое: он стал живее и тверже характером, как человек, имеющий определенную цель жизни; стал смелее и решительнее; в глазах его порой показывался огонь, а в голове мелькали дерзкие и отважные мысли. правда, эта дерзость не простирается дальше намерения положить на воротник куницу. мо и это ироническое «снижение» темы только подчеркивает всю трудность для обезличенного общественным укладом чиновника проявить свою личность, самостоятельность). какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя? статус а. а. в глазах сослуживцев повышается, меняется он сам. он стал счастливым. он ходил по улицам с гордостью, то что он сам заработал себе на такую шинель.
начальные классы поделитесь материалом с коллегами: интегрированный урок чтения и языка. тема: м. пришвин. «остров спасения». цель: познакомить учащихся с рассказом м. пришвина, обучить правильному, выразительному чтению; учить работать с текстом; развивать умение анализировать произведение, творческие способности; развивать воображение, речь, память, мышление; прививать любовь к животным. ожидаемые результаты: предметные: должны уметь воспринимать на слух художественное произведение; пересказывать текст подробно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков; личностные: создать условия для проявления нравственного облика учащихся (доброты, чуткости, внимания); системно-деятельностные: формирование операции переноса ранее полученных знаний на новые объекты (новые произведения). материальное обеспечение: портрет писателя, выставка его книг, картинки по теме урока. ход урока организационный момент. ( на трех языках). психологический настрой. мысленно пожелайте друг другу удачи на уроке. сегодня у нас необычный урок. интегрированный урок чтения и языка. (а в гостях баба яга, она украла символ наступившего года). спасти его мы сможем, если выполним все её . вы готовы.мы будем работать по группам.(названия групп на трех языках) (давайте вспомним правила работы в группах) №1 « әдебиеттанушылар literary critics №2 «экологи» экологтар ecologists №3 «лингвисты» лингвисттер linguists №4 «критики» сыншылар criticsкаждый вид работы мы будем оценивать по критериям за каждое мы получаем а в конце урока переведём в оценку. рабочая тетрадь нам делать отметки о проделанной работе. запишите число в тетрадях. 2.мотивация к деятельности (работа с группами). –children, look around. what can you see? (trees, houses, snow, sky, birds, people ) -yes, they are the pieces of nature.. - what is it nature? (animals, people, plants) - do you like our nature? - , назовите произведения которые мы читали по чтению совсем недавно, где идет взаимосвязь человека и природы? *виталий бианки «по » * константин паустовский « жильцы старого дома» *валентин катаев «море» сообщение темы и цели урока. сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом уже известного нам автора м пришвина. (давайте вспомним, что вы знаете о жизни и творчестве этого писателя? ) №1 (соединяемстрелочками – match the question and answer) - кто такой (a writer) -годы жизни? -1954) - что он ( fairy tells, stories ) - о чем писал? (about children, nature, motherland) - какие бываютпроизведения? (documentary and feature stories )- какие чувствавызывают ,happiness , joy) самооценка целеполагание. методический приём «предположение» -итак, попробуйте определить тему урока: расшифруйте «яинесапс вортсо» читаем хором: «остров спасения» -определим цели урока. прежде, чем мы приступим к чтению текста, обратите внимание на словарь. тут даны разъяснения трудных слов, которые нам встретятся в тексте. актуализация опорных знаний. словарная работа: копеечки незалитой земли – маленький участок «вал» - большая волна пристанище- место остановки, дом навастривать – смотреть внимательно на одной косе – идущая от берега низкая и узкая полоса развилочка – место где веточки расходятся в разные стороны -как вы понимаете название рассказа? - что такое остров? (часть суши со всех сторон окружённая водой) -сейчас мы узнаем, что это за остров и кто там спасался. работа над новым материалом. а вот следующее от бабы яги. №2 чтение произведения стр. 26 (учитель, учащиеся и самостоятельно) первичное закрепление кто спасался на этом острове? почему произошла битва водяной крысы и вороны? кто победил в ней? какова основная тема произведения? самооценка работа в группах. е №3 №1 «»найти художественные средства в тексте? (уменьшительно-ласкательные суффиксы (заюшки, горностаюшки, хвостик) сравнения. №2 «экологи» о каком времени года говорится в тексте? доказательства. №3 «лингвисты»выписать из текста названия животных и перевести на язык. №4 «критики» как автор относится к происходящему? докажите свои утверждения. проверка. взаимооценка фронтальная работа.найти и зачитать отрывок. каким образом водяная крыса добралась до берега? (стр.28) составить в группе по 1 «толстому» вопросу по содержанию текста . приём «посланец» оценка спикера работы группы. физминутка: на языке вывод: нужно друг другу в беде!