Всказках добро всегда побеждает зло. об этом же говорится и в поговорках: «добро не умрет, а зло пропадет» , «кто доброе творит, того зло не вредит» , «злой человек не проживет в добре век» и в высказываниях людей: «лишь добро одно бессмертно. зло подолгу не живет» (шота руставели) . добрый человек – не тот, кто не делает зла, а тот, кто творит добро. не делать что-то – с одной стороны простая, с другой – сложная, но об этом – в отдельной беседе. творить что-то – тут уже ум и силы нужны. да определенная смелость и отвага. встречается добрый и злой. злой по привычке своей ожидает подвоха от собеседника. быть может, он даже наносит первым удар, колкость или грубость, чтобы защитить себя от возможного нападения или унижения. что же он получает в ответ от доброго? он встречает понимание, внимание, желание сотрудничать, соучастие и бесстрашие на пути к этому. добрый проецирует в сознание злого информацию: «я знаю, что ты не злой. я знаю, что ты хороший, прекрасный человек. я вижу это. я с тобой! не бойся меня! я твой друг! я не покушаюсь на твою целостность» . в этот момент и происходит волшебство. злой вдруг становится добрее. его опасения не оправдались. можно расслабиться – рядом добрый человек. так добро побеждает зло. пословицы, поговорки и афоризмы о добре и зле побеждай зло добром. поговорка всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели. таджикская пословица. злая мысль самому навредит. тувинская поговорка кто сеет ненависть — пожнет скорбь. поговорка наукой жизни избери добро; иди путем добра, твори добро. персидская поговорка добрым путем бог правит. поговорка доброму бог . поговорка желающий добра подобен делающему добро. арабская поговорка злоба лишает человека силы. поговорка настоящий воин тот, у кого есть милосердие. японская пословица против милосердия и меч бессилен. японская пословица сердцу злого человека и во время отдыха нет покоя. хаусская пословица что людям радеешь, то и сам добудешь. пословица сделав добро, худа не ждут. пословица за недобрым пойдешь — на беду набредешь. пословица злой плачет от зависти, а добрый от радости. пословица гони от себя злобу — вот лучший способ держаться подальше от беды. хун цзычен зло исцеляют противоположным. вольтер путем зла не доходят до добра. уильям шекспир добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. лев толстой корень злых дел в дурных мыслях. лев толстой зло исцеляют противоположным. вольтер добро – это гармония божьего творения, а зло – это дисгармония или деформация божьего творения. добро во вселенной в целом всегда побеждает зло, ибо вселенная в целом — это бог, а он всегда добр.
карамзин в 1789 – 1790 годах путешествовал по европе, написанные после поездки «письма путешественника принесли писателю известность. поселившись в москве, карамзин начал свою профессиональную писательскую деятельность, и стал издателем «московского журнала».
годом написания «бедной лизы» стал 1072, в этом же году, повесть была опубликована в его журнале. писатель внес в жанр сентиментализма, с чего и началась создания «бедной лизы».
в сюжет повести карамзин ввел гибель главной героини, что в корне отличало эту новеллу от традиционных произведений со счастливым финалом, и повесть обрела огромную популярность среди читателей.
тема
проводя в «бедной лизе» анализ произведения, можно выделить несколько главных тем, которые затрагивает автор. в описании жизни крестьян, писатель идеализирует крестьянский быт и жизнь крестьян в близком общении с природой. по карамзину главная героиня повести, выросшая на природе, по сути не может быть отрицательным персонажем, она чиста и высоконравственна, всеми добродетелями девушки, выросшей на свято чтимых традициях крестьянской семьи.
основной мыслью рассказа является любовь невинной девушки-крестьянки к богатому дворянину. забыв о существующих социальных неравенствах, молодая девушка с головой окунулась в омут своих чувств, полюбив дворянина. но лизу ожидало предательство любимого человека, и девушка, узнав о вероломстве эраста, от отчаяния бросилась в озеро.
многогранная проблематика произведения включает в себя и противопоставление жизни в городе и в деревне. образы деревни и города сопоставимы с образами главных героев. город представляет собой страшную силу, махину, способную поработить и уничтожить, так и эраст поступает с лизой. как город перемалывает в своих жерновах все приходящее, отбрасывая в сторону использованный и отработанный материал, так и дворянин использует невинную девушку как игрушку, а наигравшись, выбрасывает. это вся та же тема «маленького человека»: мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоев. напрашивается вывод, что такие отношения обречены изначально: как эраст не смог бы комфортно чувствовать себя в крестьянской среде, так и лизу не приняли бы в его обществе, это очевидный факт.
главная проблема лизы в том, что она поддалась своим чувствам, а не рассудку. скорее всего, лиза предполагала, что у них не может быть совместного будущего, просто она закрыла глаза на реалии жизни, и дала волю своим чувствам. когда она потеряла эраста, она потеряла и смысл жизни.
композиция
рассказчик повествует о событиях, которые произошли тридцать лет назад, и длились три месяца. автор начинает повесть с описания пейзажа близ симонова монастыря. после идет развитие сюжета, в котором читатель знакомится с главными героями повести. сюжет этой незатейливой довольно обычный: молодая бедная девушка влюбляется в богатого человека. чувства молодых людей стремительно развиваются, но между ними стоит непреодолимая преграда – социальное неравенство, и эрасту с лизой невозможно быть вместе. молодой человек, испытав новые ощущения, бросает девушку, не задумываясь о ее моральных переживаниях. никого не удивляет, что молодой юноша женится на престарелой – таковы нравы дворянского общества, и такой шаг является обычным делом. главную роль в высшем свете играют деньги и положение, искренние чувства отодвигаются на задний план.
но не так ведет себя девушка-крестьянка. она умеет любить по-настоящему. яркая особенность композиции произведения в том, что карамзин заканчивает жизнь девушки самоубийством. красочное описание реального места, симонов монастырь, пруд – описание этих пейзажей и правдивая характеристика героев, впечатление достоверности и реальности происходящих событий.
особая композиция произведения каждого читателя приводит к своему собственному восприятию героев, каждый по – своему определяет, чему учит эта сентиментальная и трагическая повесть.
главные герои
о героях произведения мы написали отдельную статью – главные герои «бедной лизы».
жанр
до появления на писательском поприще карамзина, в ходу были многотомные романы. основоположником новеллистических произведений стал автор «бедной лизы», создавший психологическую повесть.
разной была критика этого произведения, некоторые из современников карамзина, находили неправдоподобность в характерах героев, но в целом, психологическое произведение, в центре которого лежит моральный конфликт, было принято доброжелательно, и вызвало огромный интерес публики.
сентиментальное направление повести с трагической развязкой стало образцом для подражания многих писателей, и открыло новую страницу в
карамзин в 1789 – 1790 годах путешествовал по европе, написанные после поездки «письма путешественника принесли писателю известность. поселившись в москве, карамзин начал свою профессиональную писательскую деятельность, и стал издателем «московского журнала».
годом написания «бедной лизы» стал 1072, в этом же году, повесть была опубликована в его журнале. писатель внес в жанр сентиментализма, с чего и началась создания «бедной лизы».
в сюжет повести карамзин ввел гибель главной героини, что в корне отличало эту новеллу от традиционных произведений со счастливым финалом, и повесть обрела огромную популярность среди читателей.
тема
проводя в «бедной лизе» анализ произведения, можно выделить несколько главных тем, которые затрагивает автор. в описании жизни крестьян, писатель идеализирует крестьянский быт и жизнь крестьян в близком общении с природой. по карамзину главная героиня повести, выросшая на природе, по сути не может быть отрицательным персонажем, она чиста и высоконравственна, всеми добродетелями девушки, выросшей на свято чтимых традициях крестьянской семьи.
основной мыслью рассказа является любовь невинной девушки-крестьянки к богатому дворянину. забыв о существующих социальных неравенствах, молодая девушка с головой окунулась в омут своих чувств, полюбив дворянина. но лизу ожидало предательство любимого человека, и девушка, узнав о вероломстве эраста, от отчаяния бросилась в озеро.
многогранная проблематика произведения включает в себя и противопоставление жизни в городе и в деревне. образы деревни и города сопоставимы с образами главных героев. город представляет собой страшную силу, махину, способную поработить и уничтожить, так и эраст поступает с лизой. как город перемалывает в своих жерновах все приходящее, отбрасывая в сторону использованный и отработанный материал, так и дворянин использует невинную девушку как игрушку, а наигравшись, выбрасывает. это вся та же тема «маленького человека»: мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоев. напрашивается вывод, что такие отношения обречены изначально: как эраст не смог бы комфортно чувствовать себя в крестьянской среде, так и лизу не приняли бы в его обществе, это очевидный факт.
главная проблема лизы в том, что она поддалась своим чувствам, а не рассудку. скорее всего, лиза предполагала, что у них не может быть совместного будущего, просто она закрыла глаза на реалии жизни, и дала волю своим чувствам. когда она потеряла эраста, она потеряла и смысл жизни.
композиция
рассказчик повествует о событиях, которые произошли тридцать лет назад, и длились три месяца. автор начинает повесть с описания пейзажа близ симонова монастыря. после идет развитие сюжета, в котором читатель знакомится с главными героями повести. сюжет этой незатейливой довольно обычный: молодая бедная девушка влюбляется в богатого человека. чувства молодых людей стремительно развиваются, но между ними стоит непреодолимая преграда – социальное неравенство, и эрасту с лизой невозможно быть вместе. молодой человек, испытав новые ощущения, бросает девушку, не задумываясь о ее моральных переживаниях. никого не удивляет, что молодой юноша женится на престарелой – таковы нравы дворянского общества, и такой шаг является обычным делом. главную роль в высшем свете играют деньги и положение, искренние чувства отодвигаются на задний план.
но не так ведет себя девушка-крестьянка. она умеет любить по-настоящему. яркая особенность композиции произведения в том, что карамзин заканчивает жизнь девушки самоубийством. красочное описание реального места, симонов монастырь, пруд – описание этих пейзажей и правдивая характеристика героев, впечатление достоверности и реальности происходящих событий.
особая композиция произведения каждого читателя приводит к своему собственному восприятию героев, каждый по – своему определяет, чему учит эта сентиментальная и трагическая повесть.
главные герои
о героях произведения мы написали отдельную статью – главные герои «бедной лизы».
жанр
до появления на писательском поприще карамзина, в ходу были многотомные романы. основоположником новеллистических произведений стал автор «бедной лизы», создавший психологическую повесть.
разной была критика этого произведения, некоторые из современников карамзина, находили неправдоподобность в характерах героев, но в целом, психологическое произведение, в центре которого лежит моральный конфликт, было принято доброжелательно, и вызвало огромный интерес публики.
сентиментальное направление повести с трагической развязкой стало образцом для подражания многих писателей, и открыло новую страницу в