И. С. Тургенев. Бежин луг. Работа с художественным текстом. - Кто герои этого рассказа? - Одинаковые ли эти мальчики? Как Тургеневрисует их? Что в них общего?-С чего начинается их различие? Зачитайте разные портреты детей.- Портреты Тургенев даёт всем мальчикам? Кому нет? Почему?- Какое средство характеристики позволяет автору наиболее выпукло подчеркнуть разность мальчиков?- О чём же рассказывают дети-кто о чём?- Входят ли в арсенал средств характеристики героев этого рассказа их отношения с окружающим миром,с природой,с друзьями? Проследите, кто как относится к этой ночи,степи, к странным звукам-все ли ощущают загадочность и красоту окружающего мира?- Выделяет ли рассказчик-охотник кого-то из мальчиков особо? Почему? Как он это делает, каким приёмом? (Прямой оценкой, которую даёт Павлуше повествователь.)- Ещё один вопрос:характеры мальчиков романтические или реалистические,типичные,встречающиеся повсюду? Они положительные или отрицательные?
«На берегу пустынных волн» Невы стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен и который станет окном России в Европу сто лет, и город «из тьмы лесов, из топи блат / Вознёсся пышно, горделиво». Творенье Петра прекрасно, это торжество гармонии и света, пришедшее на смену хаосу и тьме.
Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Поздним вечером возвращается домой в свою каморку в бедном районе Петербурга, называемом Коломной, мелкий чиновник по имени Евгений. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стёрлось, а сам Евгений дичится знатных людей. Он ложится, но не может заснуть, развлечённый мыслями о своём положении, о том, что с прибывающей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюбленной, Парашей, живущей на другом берегу. Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.