Комедия н. в. гоголя "ревизор" имеет своеобразный характер драматургического конфликта. в ней нет ни героя идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. чиновники сами обманывают себя, навязывая хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. хлестаков находится в центре событий, но не ведет действие, а как бы невольно вовлекается в него и отдается его движению. группе отрицательных персонажей, сатирически изображенных гоголем, противопоставлен не положительный герой, а плоть от плоти той же чиновничьей касты ? легковесный, но претенциозный человек пустышка, который обладает необыкновенным свойством применяться к окружающим, не затрачивая на это никаких усилий, абсолютно неспособный ни на какие самостоятельные решения и осознанные намерения."он - как вода, принимающая форму любого сосуда", - замечает ю. манн.по своему служебному положению хлестаков занимает самую скромную ступеньку на лестнице чинов: он коллежский регистратор, чиновник самого низкого класса. ничего он не выслужил, все прокутил, и теперь отец его требует домой, в саратовскую губернию. остановка в уездном городе у него вынужденная: все деньги проиграны, но даже затруднительное положение не может заставить хлестакова всерьез задуматься над чем либо. ничего он не понимает во время встречи с городничим: обороняется жалобами на трактирщика, горячится, нелепо и смешно гневается, прикрывая свой страх и растерянность. а после получения денег и приглашения приехать в дом к городничему начинает входить в роль любезного и просвещенного гостя, которого наконец то оценили по достоинству.посетив богоугодное заведение, где хлестаков великолепно позавтракал, он пребывал на верху блаженства. "обрываемый и обрезываемый доселе во всем… он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда пойдет его речь.". усилиями окружающих созданы великолепные условия, чтобы раскрылось с полной откровенностью все, что таилось в душонке этого "пустейшего" человечка, что рисовалось в его нелепых мечтах. жизнь, которая раскрывается перед ошеломленными слушателями хлестаковской болтовни, не только идеальная реализация хлестаковского жизненного принципа: "ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия", это еще и предел всех стремлений правящего круга этой губернии: все блага приобретаются уже потому, что ты есть и ты этого хочешь.
Атвей кузьмин жил в маленькой ветхой избенке, одиноко стоявшей на опушке леса, редко показывался на люди, был угрюм, неразговорчив и любил с собакой, с допотопным ружьишком за плечами в одиночку бродить по лесам и болотам. а весной, когда на деревьях набухали почки и над посиневшими крупитчатыми снегами на лесных проталинах начинали токовать глухари, он заколачивал дверь избенки и с внучонком васей, сиротой, жившим у него, уходил на далекое лесное озеро и пропадал на целые недели. колхозники не то чтобы не любили, а как-то не понимали и сторонились его: кто знает, что на уме у человека, который чурается людей, молчит и бродит по лесам неведомо где? да и охотничья страсть издавна не каждым уважается в деревне. впрочем, он исправно исполнял в колхозе обязанности сторожа, и хотя перевалило ему уже за восемьдесят, не было в районе человека, который рискнул бы днем или ночью покуситься на добро, охраняемое дедом матвеем и его лохматым и свирепым шариком. когда военная беда докатилась до озерного великолукского края и в колхозе "рассвет" стал на постой лыжный батальон расположившейся в округе горнострелковой дивизии, командир батальона, которому кто-то рассказал о мрачном, нелюдимом старике, решил, что лучшего человека в старосты ему не найти.