Его воспитание и образование было лучше, чем у современных школьников
"Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя В. , близкого нашего родственника. Если бы паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось. Я считался в отпуску до окончания наук. В то время воспитывались мы не по-нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. Приезд его сильно не понравился Савельичу. «Слава богу, — ворчал он про себя, — кажется, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало! »
Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel1), не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостию была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам. К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки, т. е. (говоря по-русски) любил хлебнуть лишнее. Но как вино подавалось у нас только за обедом, и то по рюмочке, причем учителя обыкновенно и обносили, то мой Бопре очень скоро привык к русской настойке и даже стал предпочитать ее винам своего отечества, как не в пример более полезную для желудка. Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, — и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал.. .
...Увидя мои упражнения в географии, батюшка дернул меня за ухо, потом подбежал к Бопре, разбудил его очень неосторожно и стал осыпать укоризнами. Бопре в смятении хотел было привстать и не мог: несчастный француз был мертво пьян. Семь бед, один ответ. Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора, к неописанной радости Савельича. Тем и кончилось мое воспитание.
Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет.
1)Возникло в конце XVIII века — первой половине XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
В- романтизм.
2) Литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. Характеризуется четким делением героев на положительных и отрицательных, стремлением к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.
А- классицизм.
3) Возникло и существовало во второй половине XVIII века. Отличалось повышенным интересом к человеческим чувствам и к окружающему миру. Характерно исключительное внимание к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого человека.
Б-сентиментализм;
2. Соотнесите литературное направление и жанры литературных произведений:
-классицизм: ода, басня, комедия, трагедия.
-сентиментализм: элегия, роман в письмах , повесть.
-романтизм : , исторический роман,новелла.
3. Соотнесите литературные направления и писателей:
1. романтизм:
Б -В.А.Жуковский
В - А.С.Пушкин (ранний период)
Г - М.Ю. Лермонтов (ранний период)
2. классицизм:
А- М.В.Ломоносов;
Д– Д.И.Фонвизин;
Е- Г.Р.Державин.
3. сентиментализм:
Ж- Н.М.Карамзин,
4. Соотнесите авторов , произведения и их жанры:
А.С.Грибоедов -«Горе от ума» -комедия.
А.С. Пушкин - «Евгений Онегин»- роман в стихах.
М.Ю. Лермонтов -«Герой нашего времени»- философски-психологический роман.
Н.В.Гоголь «Мёртвые души»-поэма.
5. О каких литературных персонажах идет речь в следующем отрывке:
В- Онегин и Ленский.
6. Какому литературному персонажу принадлежат следующие слова:
Б- Печорину;
7. Кто в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души» скупает души умерших крестьян, чтобы заложить их в банке в качестве живых до новой переписи населения и получить значительное состояние?
Д- Чичиков
8. «Что мне даёт чтение русской классической литературы?».
Классическая русская литература - шедевры мировой классики,украшающие сокровищницу литературы и дополняющие её многогранность.Русские классики преобразили художественную литературу,дали начало новым направлениям и стилям,расширили художественную мысль.Русские классики воспевали красоту нашего языка,силу слова и мысли.Через произведения классиков узнаём нашу историю,нелёгкую судьбу народа,лучшие качества и таланты простых людей.Пушкин,Лермонтов,Толстой,Чехов,Карамзин,Некрасов-наших классиков волновала судьба народа,будущее России.
Некрасов посвятил стихотворение "Железная дорога" будущему поколению ,которое должно продолжить то,что создал русский народ Именно к детям обращается автор стихотворения,он призывает их к действию ,к созиданию,чтобы сделать жизнь прекрасней и легче,такой народ :"Вынесет все и широкую, ясную ,грудью дорогу проложит себе." Говоря о дорогое,Некрасов символизировал будущее России.Говоря с Ваней,он обращался к юному поколению и их потомкам,сожаления,что не увидит светлого будущего,которое наступит не завтра :
"Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя В. , близкого нашего родственника. Если бы паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось. Я считался в отпуску до окончания наук. В то время воспитывались мы не по-нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. Приезд его сильно не понравился Савельичу. «Слава богу, — ворчал он про себя, — кажется, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало! »
Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel1), не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостию была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам. К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки, т. е. (говоря по-русски) любил хлебнуть лишнее. Но как вино подавалось у нас только за обедом, и то по рюмочке, причем учителя обыкновенно и обносили, то мой Бопре очень скоро привык к русской настойке и даже стал предпочитать ее винам своего отечества, как не в пример более полезную для желудка. Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, — и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал.. .
...Увидя мои упражнения в географии, батюшка дернул меня за ухо, потом подбежал к Бопре, разбудил его очень неосторожно и стал осыпать укоризнами. Бопре в смятении хотел было привстать и не мог: несчастный француз был мертво пьян. Семь бед, один ответ. Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора, к неописанной радости Савельича. Тем и кончилось мое воспитание.
Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет.
1. Определите литературное направление:
1)Возникло в конце XVIII века — первой половине XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
В- романтизм.
2) Литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. Характеризуется четким делением героев на положительных и отрицательных, стремлением к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.
А- классицизм.
3) Возникло и существовало во второй половине XVIII века. Отличалось повышенным интересом к человеческим чувствам и к окружающему миру. Характерно исключительное внимание к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого человека.
Б-сентиментализм;
2. Соотнесите литературное направление и жанры литературных произведений:
-классицизм: ода, басня, комедия, трагедия.
-сентиментализм: элегия, роман в письмах , повесть.
-романтизм : , исторический роман,новелла.
3. Соотнесите литературные направления и писателей:
1. романтизм:
Б -В.А.Жуковский
В - А.С.Пушкин (ранний период)
Г - М.Ю. Лермонтов (ранний период)
2. классицизм:
А- М.В.Ломоносов;
Д– Д.И.Фонвизин;
Е- Г.Р.Державин.
3. сентиментализм:
Ж- Н.М.Карамзин,
4. Соотнесите авторов , произведения и их жанры:
А.С.Грибоедов -«Горе от ума» -комедия.
А.С. Пушкин - «Евгений Онегин»- роман в стихах.
М.Ю. Лермонтов -«Герой нашего времени»- философски-психологический роман.
Н.В.Гоголь «Мёртвые души»-поэма.
5. О каких литературных персонажах идет речь в следующем отрывке:
В- Онегин и Ленский.
6. Какому литературному персонажу принадлежат следующие слова:
Б- Печорину;
7. Кто в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души» скупает души умерших крестьян, чтобы заложить их в банке в качестве живых до новой переписи населения и получить значительное состояние?
Д- Чичиков
8. «Что мне даёт чтение русской классической литературы?».
Классическая русская литература - шедевры мировой классики,украшающие сокровищницу литературы и дополняющие её многогранность.Русские классики преобразили художественную литературу,дали начало новым направлениям и стилям,расширили художественную мысль.Русские классики воспевали красоту нашего языка,силу слова и мысли.Через произведения классиков узнаём нашу историю,нелёгкую судьбу народа,лучшие качества и таланты простых людей.Пушкин,Лермонтов,Толстой,Чехов,Карамзин,Некрасов-наших классиков волновала судьба народа,будущее России.
Некрасов посвятил стихотворение "Железная дорога" будущему поколению ,которое должно продолжить то,что создал русский народ Именно к детям обращается автор стихотворения,он призывает их к действию ,к созиданию,чтобы сделать жизнь прекрасней и легче,такой народ :"Вынесет все и широкую, ясную ,грудью дорогу проложит себе." Говоря о дорогое,Некрасов символизировал будущее России.Говоря с Ваней,он обращался к юному поколению и их потомкам,сожаления,что не увидит светлого будущего,которое наступит не завтра :
"Жаль только - жить в эту пору прекрасную .
Уж не придется -ни мне, ни тебе."