Державин сделал русскую поэзию XVIII-XIX веков такой, которую сейчас мы так любим и красотой которой так восхищаемся. До этого поэты-соотечественники только рассуждали в стихотворной форме о смерти, старости и разных нравоучительных предметах. Одописцам полагалось прятать свою личность, будто их устами глаголет сама истина. Державин выступил в литературе на закате классицизма и, чутко относясь к новым поэтическим веяниям, не мог остаться правоверным классиком. Освободившись от сковывавших его пут нормативности, редкостный талант Державина развернулся с молниеносной быстротой и поэтической силой. Организующим центром поэзии Державина все больше становится образ автора, единый во всех произведениях. И как человек, а не условно-отвлеченный «пиит» , он видит личностные недостатки вельмож, их «небесно-голубые взоры туньтку
Основная тема стихотворения: тревожные мысли и переживания о собственной жизни, чувство одиночества и безысходности. Снежная ночная буря как иллюстрация тому, что происходит в душе поэта. Ведь стихотворение "Зимний вечер" написано в Михайловском, где Пушкин находился, будучи в ссылке. Но присутствие рядом няни - доброго и верного друга, воспринимается поэтом, как луч света в темноте, как знак надежды на лучшее. В глубине души, несмотря на бурю переживаний, Пушкин верит, что все образуется. Общение с няней успокаивает поэта, веселит. Он даже предлагает ей выпить, чтобы отвлечься, выбросить из головы тяжелые мысли ("Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей...").Основный смысл: как успокаивается в природе буря, так проходят и невзгоды в жизни людей, главное, чтобы рядом был близкий человек и в душе надежда на лучшее.
Державин выступил в литературе на закате классицизма и, чутко относясь к новым поэтическим веяниям, не мог остаться правоверным классиком. Освободившись от сковывавших его пут нормативности, редкостный талант Державина развернулся с молниеносной быстротой и поэтической силой. Организующим центром поэзии Державина все больше становится образ автора, единый во всех произведениях. И как человек, а не условно-отвлеченный «пиит» , он видит личностные недостатки вельмож, их «небесно-голубые взоры туньтку